Мария Селиванова, экономический обозреватель “РИА Новости”
Несмотря на динамичное распространение Интернета, россияне не очень охотно делают покупки в Сети. Для подавляющего большинства Интернет пока ассоциируется с возможностью оперативного получения информации, общением со знакомыми и незнакомыми людьми, быстрым доступом к музыкальным и киноновинкам, но никак не с удобным и дешевым шопингом. Это необычное явление из разряда “российской специфики”. Своего рода тупик очень важной отрасли экономики. Что же происходит?
Оказывается, в отличие от зарубежных потребителей россияне не уверены, скажем так, в сервисе, сопровождающем онлайн-покупку. У них нет уверенности, что товар, купленный в интернет-магазине, будет им доставлен, причем в срок и надлежащего качества. Вызывают вопросы процедура возврата непонравившегося или некачественного товара, купленного в виртуальном магазине, и способ возврата денег за него. Доставка же интернет-покупки почтой добавляет дни к ожиданию.
Недоверие к виртуальному способу оплаты покупок также сдерживает наступление бума “сетевой” торговли. По данным исследования компании PricewaterhouseCoopers “Интернет-торговля в России” (было опрошено более двух тысяч активных пользователей в крупных городах РФ), почти две трети покупателей предпочитают оплачивать товар из интернет-магазина лично курьеру при доставке. Попытку убедить пользователей в безопасности оплаты покупок в Сети с помощью банковской карты пока особо успешной не назовешь: как ни расписывают магазины степени защиты сведений с банковских карт, оставить данные своей кредитки на сайте готов лишь каждый пятый покупатель. При этом 16 процентов предпочитают проверенный временем способ - оплачивают товар, полученный по системе дистанционной торговли, на почте.
С этими проблемами не только можно, но и нужно что-то делать. Потому что в России от 40 до 50 миллионов человек являются активными пользователями Интернета. По данным PricewaterhouseCoopers, 80 процентов из них хотя бы раз покупали что-то через Интернет. Видимо, рост числа экспериментирующих с покупками в Сети привел к тому, что объем этого рынка в последние три года ежегодно увеличивался на 200 миллиардов рублей.
Покупатель товара в Сети получает ряд абсолютно осязаемых преимуществ. В первую очередь - ценовых.
По данным PricewaterhouseCoopers, разница в стоимости продукта в “реале” и “виртуале” может достигать 35 процентов. Потому что затраты на обслуживание интернет-магазина значительно ниже, чем на содержание традиционной торговой точки, что позволяет предлагать товары по более низким ценам.
Владельцы компаний, специализирующихся на онлайн-торговле, экономят на покупке или аренде помещения, платят зарплату меньшему, чем в офлайновом магазине, количеству персонала. Еще им не приходится тратиться на коммунальные услуги, охрану.
Покупатель может существенно сэкономить (в разы!), воспользовавшись специальными акциями, которые устраивают компании и магазины только для интернет-покупателей. Яркий тому пример - специальные веб-тарифы авиа- и железнодорожных компаний. Воспользовавшись этими тарифами, можно купить билеты в два-три раза ниже его стандартной стоимости в кассе.
Помимо привлекательной цены плюсом покупок в Интернете является быстрота и удобство: вся процедура занимает несколько минут, и она довольно простая.
Круглосуточная доступность интернет-магазинов - еще одно их преимущество. Выбрать товар можно в любое время дня и ночи. При этом сетевой шопинг позволяет значительно расширить возможность этого самого выбора. В Сети можно легко сравнить модели товара, его функции, комплектацию и прочие важные параметры. Жителям небольших населенных пунктов интернет-магазины дают возможность приобрести товар, которого в их городке просто нет. К примеру, новую модель какого-то гаджета.
Получается, что как только сопутствующий интернет-торговле сервис улучшится, например, процедура возврата товара и денег не будет вызывать вопросов, “плюсы” онлайн-торговли станут намного более значимыми.
Тогда и можно будет ждать роста числа виртуальных шопоголиков, доли интернет-торговли в ВВП страны и вообще можно будет говорить о потребительской интернет-революции в России. |