|
Константин Маскаев
Сколько требуется времени, чтобы совершить путешествие из дня сегодняшнего на 10-12 веков назад, перелистать эпохи больших и малых завоеваний, увидеть и вообразить историю величия и разрушения, процветания, запустения и возрождения? Нам удалось это за четыре дня, в течение которых группа представителей сферы туризма и несколько журналистов проделали почти двухтысячекилометровый путь по дорогам Жамбылской и Южно-Казахстанской областей, чтобы пополнить свой личный реестр добрым десятком жемчужин из замечательного ожерелья культурно-исторических и природных шедевров мирового наследия
Поездка по разработанной казахстанскими туроператорами программе “ШелЭКОвый путь” в рамках проекта “Связи сообществ” агентства USAID и реализуемая агентством “Компас тур” - это серия оригинальных маршрутов, в которых сочетается посещение исторических памятников и уникальных объектов природы. Через них пролег Великий шелковый путь - ныне исторический памятник цивилизации, связавший трансконтинентальной трассой Запад и Восток, со II века служивший взаимообогащению культур.
Загадка древних стен
Первой целью маршрута назначен Акыртас - пожалуй, самый загадочный, хотя и достаточно изученный объект. То ли фрагмент города, то ли останки крепости или средневекового замка на ровной возвышенной площадке у подножия Киргизского хребта.
Прежде, еще на трассе, рано утром к нам присоединяется местный ученый краевед Искандер. На ближайшие сутки и сотни километров пути он станет нашим гидом, консультантом и гостеприимным хозяином.
Как и положено, загадочный объект прячется от нас. Вначале местность накрывает плотным туманом. Затем автобус рыскает по едва различимым степным дорожкам среди убранных свекольных полей. Поиски приводят нас к необычному современному внушительному стеклянному сооружению. Здесь на стадии завершения строительство научного центра, музея, лабораторий и жилых помещений для тех, кто изучает загадку древнего объекта. Метрах в трехстах туман неохотно приоткрывает зубчатые осколки, выстроенные строго в ряд.
Первые упоминания об Акыртасе датированы 1222 годом. Обнаружены в дневнике даосского монаха Чан-Чуня. Уже тогда взору путешественника предстали лишь руины, останки мощных стен и строений: “Попалось нам каменное городище, камни совершенно красного цвета, есть следы древнего военного становища”.
В 1885 году исследователь Д. Иванов собрал тут богатый материал и в “Известиях Императорского Русского Географического общества” опубликовал большую статью. Он писал: “Огромные камни, гигантские размеры всего сооружения, смелость замысла, искусство и тщательность выполнения и, наконец, эта кажущаяся ныне изолированность громады среди сухой пустынной степи - все это заставляет смотреть на Акыртас, как на одно из замечательных древних архитектурных сооружений в Туркестане. Для подобной циклопической затеи нужно было иметь огромные средства, необходимо было располагать массой рабских рук и огромными богатствами. На такое дело мог решиться только какой-нибудь могучий народный властелин”.
От себя добавим, топ-менеждеры проекта должны были обладать глубокими знаниями в инженерном деле, архитектуре, обработке камня, строительстве. Античная школа?
Неподалеку обнаружена каменоломня, где строительные блоки, по-видимому, обрабатывались вчерне и доставлялись к месту строительства. Там еще лежат три блока, которые можно рассмотреть. Каждый размером примерно с письменный стол. Верхняя часть выдолблена вроде корыта, нижняя имеет форму усеченной пирамиды. По короткой стороне имеется щип. Стены сооружения собирались, как LEGO: по вертикали блок вставлялся в блок, соседние ряды цеплялись с помощью шипов и пазов. И никакого обычного для Азии хрупкого сырцового кирпича.
Аналогов такого типа сооружений как по грандиозности, так и по оригинальности плана, а также использованию крупных каменных блоков на территории Средней Азии и Казахстана до сих пор не обнаружено. В плане Акыртас представляет строго ориентированный по сторонам света прямоугольник со сторонами 205 и 185 метров, площадью четыре гектара. Толщина внешних стен - 4-5 метров. Стена, обращенная в степь, имеет один вход. Стена, которая смотрит в сторону гор, на юг, - три входа. Внутри сооружения 28 оснований колонн размером 5 на 5 метров. Раскопки открыли взору круглое основание башни с северо-западного угла сооружения. В строении обнаружены блоки с изображением крестов и рыб. Это может натолкнуть на предположение, что среди строителей могли быть христиане, например, отошедшие от традиционной ветви несторианцы.
Изыскания здесь продолжаются. Но все исследователи сходятся во мнении, что крепость - назовем ее так - не была достроена. Ученые воздерживаются говорить о назначении строения. Ясно лишь, что оно должно было быть хорошо укреплено и защищено от нападения, будь то жилище, храм, монастырь или караван-сарай.
Вокруг сооружения не обнаружено никаких захоронений. Предметов быта, которые могли что-то рассказать о владельцах, также нет.
Версия буддийского храма отпадает из-за отсутствия святилища в центре строения. Hесторианские монастыри строились с продольными осями с запада на восток. Тоже не подходит. Караван-сарай должен был иметь два оппозитных входа - по направлениям караванного пути. А здесь их четыре.
Трудность исследования еще и в том, что не только время, но и люди нанесли Акыртасу непоправимый ущерб. Еще в 1905 году начальник Аулие-Атинского уезда В. Калаур писал, что камень с развалин Акыртаса вывозится окрестным населением. Много каменных блоков было использовано при строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги - Турксиба. Блоки шли на сооружение мостов, фундаментов, зданий. В 1938-1939 годах на расположенной неподалеку станции Ак-Чулак из камней Акыртаса было построено два склада и несколько фундаментов под другие здания. В то время, видимо, не задумывались, что уничтожению подвергается редчайший шедевр национальной и общечеловеческой культуры.
Ни один из исследователей Акыртаса - ни А. Маргулан, ни П. Лерх, ни Д. Иванов, ни Г. Пацевич, ни А. Берштам, ни В. Бартольд, ни Т. Басенов - не имеют достоверных сведений ни о времени строительства, ни о назначении, ни о причинах его неожиданного прекращения. Только предположения.
Наш гид придерживается мнения, что данное сооружение могло строиться по приказу арабского наместника Хорасана Кутейбы ибн Муслима, жившего в VII-VIII веках н.э. Это эпоха арабских завоевательных походов, когда большая часть территории Средней Азии и Казахстана находилась под властью Западно-тюркского каганата. Жизнь Кутейбы проходила в нескончаемых походах и сражениях. Есть мнение, что Кутейба мог замыслить возведение жилища для себя и своей семьи - на достаточном удалении от сюзерена. Возможно, он даже успел здесь дождаться кого-то из семьи. Но его планы по независимому существованию от верховного правителя стали очевидны и его могли попросту ликвидировать, подослав агентов. Этим можно объяснить и незавершенность работ.
В двух словах о самых невероятных версиях. Джамбулский инженер Луппорт, построив хитрую математическую модель, обнаружил тесную привязку к египетским пирамидам. Версию нашли любопытной и даже изучали в научных кругах. Он же предположил, что Акыртас - лишь отвлекающее сооружение. Якобы неподалеку, в обширных подземных полостях, покоится величественный дворец из драгоценных камней.
К слову, о том, что полости существуют - известно. В них закачивают попутный газ.
Говорят и о наличии инопланетной капсулы с ценнейшей информацией, которую ищут энтузиасты. Версия об инопланетном происхождении Акыртаса притягивает сюда людей, увлекающихся уфологией, астрологией и другими нетрадиционными практиками.
Говорят, иногда в Акыртасе “глючат” “сотки” и стираются флэшки.
Первые казахстанские
“столицы”
Далее наш путь лежит в самый древний город на территории Казахстана - Тараз.
Отмечу, что этот маршрут достаточно “пробит” туристами, поэтому не буду останавливаться на нем слишком подробно.
Напомню, что в городе и окрестностях имеется множество святынь и мест паломничества мусульман, входящих в историко-культурный заповедник-музей “Памятники древнего Тараза”.
Один из самых почитаемых - мавзолей Карахана. Сей муж, представитель царской династии, был настолько любим народом, что построенный на его могиле мавзолей был переименован в Аулие-Ата - святой мужчина. Именно Карахан усердно распространял среди своего народа ислам.
В культуре Степи часто случается, что светский человек, успешный воин, наделяется народом титулом святости. Вокруг мавзолея производят подзахоронения достойных потомков, молва разносит легенды о святости.
Примерно то же самое произошло с мавзолеем возлюбленной Карахана - Айши-Биби. Легенда гласит, что укушенная змеей девушка погибла по дороге к Карахану. Правитель выстроил над захоронением мавзолей, реставрированный образец которого можно посетить в одноименном селе за Таразом - Айша-Биби. Рядом покоится наставница девушки - Бабаджа-хатун. Оба мавзолея нетипичны для этих мест, в них читаются мотивы кавказских культовых сооружений.
Доподлинно неизвестно, кто покоится под этими стенами. Археологи получили разрешение на историческую эксгумацию. Но результаты исследований будут засекречены. Красивая легенда о нежном возвышенном чувстве должна жить и дальше.
Но заглянем еще ненадолго в Тараз. В сквере, где стоит восстановленный в 1905 году мавзолей Карахана, интересно посетить действующую мечеть XI-XII веков и караван-сарай. Оба объекта хорошо очищены от праха времени и позволяют составить представление о цветущем виде построек. Предполагают, что мечеть - это переделанный под новую религию христианский храм. Говорят, что стены мечети могут явить обладателю чистой души, либо, напротив, маловеру, коранические цитаты, сделанные на арабском.
Далее дорога туриста лежит все западнее, в сторону Шымкента, откуда следует повернуть севернее. Нас ждет другой древний город - Туркестан. По дороге к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, примерно в сотне километров пути на запад, находим в бескрайних степях мавзолей Арыстан-баба. Он построен на могиле великого религиозного мистика XII века Арыстан-баба, по слухам, учителя Ходжи Ахмеда Яссауи. Мавзолей Арыстан-баба свой нынешний вид приобрел после полной реконструкции в 1910 году. Объемная форма памятника уникальна и одновременно типична для Южного Казахстана XIX-XX веков.
Те, кто направляет свои стопы к мавзолею Яссауи, прежде должны поклониться могиле его наставника.
А в трех километрах восточнее лежат руины древнего Отрара. Один из немногих, локализация которого не вызывает сомнений. О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. Отрар существовал с I века до н.э. до XVI века н.э. До своего падения Отрар - важный торговый пункт на пути из Ирана и Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. Авторы “Отрарской трагедии” - его жители, которые в 1218 году отказались сдаться войску Чингисхана. Город был взят только после шести месяцев осады и разрушен. Однако спустя десятилетия Отрар был восстановлен и прославился как центр по чеканке монет, затем как одна из военных баз Тимура. Тимур и умер в Отраре в 1405 году. После XVI века город пришел в запустение и прекратил существование.
Главная трасса на северо-запад приведет путешественника в Туркестан - город с доказанной 1500-летней историей. Яркие проповеди суфишейха, выдающегося поэта и гуманиста Ходжи Ахмеда Яссауи, иначе называемого Хазрет Султан, сделали город популярным среди современников и потомков. В далекие времена город был известен как Ясси. Мемориальный комплекс, появившийся на могиле великого проповедника сразу после смерти, превратился в одно из самых посещаемых мест. В конце XIV века Тамерлан заложил над могилой грандиозное сооружение и комплекс построек вокруг. Но закончить задуманное не успел. Продолжал строительство уже казахский хан Абылай, но строительство так и не было завершено.
Рассказывают, что обожженные кирпичи на здание передавались из рук в руки по цепочке от окрестностей другой подлинной ценности прошлого - развалин древнего города-крепости Сауран, примерно за 60 километров.
Саураном заканчивается наша поездка по Южному Казахстану. Его также стоит посетить. Неплохо сохранились стены и бани, видно кладку, центральные ворота, площадь и остатки строений посреди города. Помимо торгового и стратегического центра Сауран прослыл средоточием культуры - здесь ищут следы огромной библиотеки Средневековья. В период расцвета Сауран также центр исламского образования. Здесь на центральной площади располагалось известное современникам медресе с качающимися минаретами - механическое устройство создавало завораживающую иллюзию для зрителей.
Кому нужен
Шелковый путь?
Четырех дней для знакомства с историческими и природными шедеврами Южного Казахстана недостаточно. Но хватает, чтобы обнаружить, что здесь записана одна из важных страниц мировой цивилизации. Американцы, кстати, это поняли давно - в отличие от наших чиновников из министерств туризма, информации и других профильных ведомств, что отвечают за пиар страны. Поездка за деньги USAID, организация туров и обустройство гостевых домов под консультациями USAID, изготовление рекламной, исторической, экскурсионной полиграфии - лишний раз говорят о том, что наши чиновники просто не способны к эффективному использованию бюджета. Потому к концу отчетных периодов нам в очередной раз демонстрируют дичайший профицит.
Разговор и рассказ о нас самих, о нашей истории, культуре, наследии, как правило, ведут энтузиасты - владельцы небольших турагентств. Именно они (не без помощи из-за рубежа) не первый год пытаются переключить интерес отпускников и путешественников с внешнего туризма на внутренний. Знаете, кто обладает большим стремлением получше узнать нас? Немцы и финны. За ними идут америкоты и шведы. Мы о себе знать не спешим. |