|
Ботагоз Омар
Как бы власти трех государств ни стремились к тому, чтобы уже до 2012 года создать единое экономическое пространство, фактически на этот процесс потребуются еще долгие годы. Ведь со времени распада Союза братские страны сильно отошли друг от друга не только в технических регламентах, но и в определении терминов
Пока крупные финансисты и экономисты Казахстана не берутся давать оценку эффективности Таможенного союза, предпочитая выждать время.
Как показывает практика, пока бизнесмены трех стран заваливают свои министерства множеством вопросов и замечаний. Некоторые проблемы ведущие политики трех стран решают практически “в ручном режиме”, чтобы не допускать простоев стратегически важных товаров на таможенных границах.
Данные, приведенные по первым итогам деятельности Таможенного союза, достаточно оптимистичны. По данным Министерства экономического развития и торговли, за восемь месяцев текущего года внешнеторговый оборот Казахстана с Россией составил 8,5 миллиарда долларов, с Беларусью - 0,3 миллиарда. Этот объем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 11,8 и 5,6 процента соответственно.
При этом в Россию наша страна за этот период экспортировала товаров на 42,2 процента больше в стоимостном и на 14,9 процента в натуральном выражении. Цифры по экспорту казахстанских товаров в Беларусь также выросли на 25,9 процента в стоимостном и на 22,4 процента в натуральном выражении.
По информации Налогового комитета Минфина, с 1 июля по 20 октября этого года количество импортеров из России и Беларуси в общей сложности возросло на 14 процентов по сравнению с прошлогодними показателями.
Переходя от общего к частному, следует отметить, что предприниматели трех стран периодически сталкиваются с множеством проблем, которые отнимают у них массу времени и грозят растущими расходами. По мнению мажилисмена Аманжана Жамалова, бизнесмены обращаются к депутатам с большим количеством жалоб, так как на границе, по его словам, сегодня царит беспредел. Таможенники, не имея подробных инструкций, что и как они должны проверять в новых “союзных” условиях, действуют чаще всего по своему усмотрению.
По словам вице-президента Ассоциации “Казалко” Амиржана Калиева, когда создавался ТС, для отечественных предприятий это был сигнал для вхождения на рынок России и Беларуси. “Но мы мер по упразднению барьеров не видим”, - посетовал он во время круглого стола, организованного для обсуждения вопросов, связанных с функционированием Таможенного союза. Так, например, сегодня на границе действует требование, по которому экспортеры алкогольной продукции должны менять свое транспортное средство и нанимать специальную автомашину для провоза своего товара на территории России. “Когда Россия откроет нам ворота?” - возмутился Амиржан Калиев.
Как говорят чиновники, с каждым вопросом предпринимателям надо обращаться отдельно в профильный госорган. Только путем переговоров можно ликвидировать создаваемые барьеры. Хотя один из них недавно все-таки был устранен. Как сообщил заместитель председателя Комитета таможенного контроля Игорь Тен, российские таможенники на нашей внутренней границе при пересечении товаров ТС требовали либо копию грузовых таможенных деклараций, либо сертификат происхождения. После обсуждения вопроса на комиссии эти требования были отменены, и теперь статус товаров определяется на основании любого стандартного коммерческого документа: счета-фактуры, товарно-транспортных накладных, чеков, квитанций.
Но вообще проблемных вопросов меньше не становится. Выделяется, к примеру, ситуация, связанная с вывозом на ремонт в Астрахань временно ввезенных судов компании “Аджип”. Кроме того, решается вопрос по соблюдению конвенции о международных дорожных перевозках (МДП), которые идут без обеспечения уплаты таможенных пошлин транзитом по территории стран Таможенного союза. Россия и Беларусь выступили против применения этого документа. Пока было принято решение временно применять эту конвенцию. Но в целом здесь возникла необходимость принятия отдельного соглашения.
Такое число спорных моментов вполне оправданно. К примеру, для создания Европейского союза потребовалось ни много ни мало - 35 лет. Наши страны намерены в десятки раз сократить этот срок. Но какие бы решения ни принимались на большом уровне, на месте будет возникать еще немало вопросов. Какими бы приверженцами интеграции ни были страны “тройки”, каждое государство боится упустить свою выгоду.
Астана |