ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Балл ожидания Исследования

Фарида Галиева
За два года Казахстан поднялся на 40 пунктов вверх в Индексе восприятия коррупции (ИВК). Этот документ регулярно публикует Transparency International (TI) - международная антикоррупционная неправительственная организация. Составляется он на основе 13 различных исследований, опросов экспертов и представителей деловых кругов в течение года и является сводным рейтингом, отражающим уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны

В индекс текущего года включено 178 государств, среди которых Казахстан занял 105-е место с показателем 2,9 балла. В 2008 году страна была 145-й, а в прошлом - 120-й. Наивысшего показателя - 10 баллов (“отсутствие коррупции”) - не имеет и не имел пока никто. Самыми “чистыми” от коррупции странами в индексе ныне являются Дания, Новая Зеландия и Сингапур, получившие по 9,3 балла. Тогда как самыми коррумпированными обозначены Афганистан и Мьянма с баллом 1,4 - они делят последние места с Сомали (1,1 балла).
Между тем сумма баллов показывает, что Казахстан не так уж и далеко ушел от самых коррумпированных стран, что по-прежнему свидетельствует о высоком уровне коррупции в нашей стране. Однако место республики в общем списке тем не менее существенно улучшилось. Более того, она занимает в индексе весьма почетную позицию среди партнеров по СНГ.
Если же брать страны всего постсоветского пространства, то лучшие результаты у прибалтов: Эстония - на 26-м месте, Литва - на 46-м, Латвия - на 59-м. В первой сотне оказалась также Грузия (68-е место). Остальные же страны бывшего СССР оказались во второй половине списка - Молдавия поделила с нами 105-е место, Армения стала 123-й, Белоруссия - 127-й, Азербайджан и Украина - на 134-м месте. Позади России (154-е место) оказались Киргизия (164-я позиция), Туркмения и Узбекистан (делят 172-ю строчку).
За год, прошедший с момента публикации предыдущего рейтинга, Россия потеряла восемь мест, а индекс восприятия коррупции в стране упал с 2,2 до 2,1 пункта. Аналогичный результат показали еще восемь стран, среди которых Камбоджа, Центрально-Африканская республика, Гвинея-Бисау, Кения, Папуа - Новая Гвинея и Таджикистан.
Среди лидеров рейтинга помимо вышеуказанных традиционно значатся скандинавские страны: кроме Дании на четвертом месте - Финляндия и Швеция, на десятом - Норвегия, на одиннадцатом - Исландия. В десятку лидеров также вошли Канада, Нидерланды, Австралия и Швейцария. США занимают 22-е место.
Сопоставление всех этих данных вызывает невольный вопрос: насколько объективен сам индекс и как он отражает реальную ситуацию с коррупцией в мире и, конечно же, в Казахстане?
Составители индекса опрашивают инвесторов, бизнесменов, правозащитников, экспертов, специализирующихся по Казахстану. При этом предлагается оценить политическую стабильность в стране, положение с правами человека, экономическое развитие, риски, связанные с инвестициями в республике, возможности ведения бизнеса. Кроме того, на оценки опрашиваемых оказывают воздействие и такие факторы, как международное положение страны. Скажем: повысился ли авторитет Казахстана в связи с его председательством в ОБСЕ?
То есть общий имидж страны на данный момент тоже меняет восприятие опрашиваемых. И то, как этот нынешний имидж может повлиять на ситуацию внутри страны в позитивную сторону. Иными словами, люди, опрошенные в этом году, восприняли все происходящее в Казахстане и вокруг него наверняка как позитивный поворот. Как превращение Казахстана в современное государство с четким осознанием того, что без принятия так называемых международно признанных стандартов гражданского общества победить коррупцию и другие пагубные явления в жизни не удастся.
На мнение экспертов также сильно повлияли самые последние действия казахстанской финансовой полиции, аресты не только акимов и рукодителей отдельных департаментов министерств, но и, к примеру, министра здравоохранения. То есть крепнет мнение, что в Казахстане неприкасаемых в борьбе со взяточничеством уже нет и на скамье подсудимых может оказаться чиновник самого высокого ранга.
В этом отношении Казахстан перещеголял, к примеру, такую европейскую страну, как Испания, которая, находясь гораздо “выше” в ИВК (32-е место), тем не менее не может “похвастать” посаженными за взятки министрами или главами провинциальных администраций.
alt
Есть еще один существенный фактор. К примеру, соседняя Россия еще раньше Казахстана ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и приступила к реализации специализированных программ в этой области. Однако там до сих пор не создан специализированный антикоррупционный орган, что является обязательством каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию. А это, в свою очередь, каждый год влияет на низкие оценки России в индексе всех международных организаций, борющихся с коррупцией. И в нынешнем индексе TI Россия, как уже было сказано, заняла весьма неприглядное 154-е место.
Почему же россияне не создают такой орган? Как объясняют они сами, у них нет ни организационных, ни экономических ресурсов, чтобы сформировать его в масштабе всей страны, чтобы он реально действовал во всех субъектах РФ.
Тогда как в Казахстане такой орган есть и его деятельность, как бы она ни критиковалась, видна довольно наглядно. Как говорят в Астане, теперь кое-кто стал всерьез бояться: прежде можно было в случае чего как-то “развести” ситуацию, откупиться или подключить высокопоставленных покровителей. Сегодня это стало делать гораздо сложнее. И ныне совершенно очевидно, что под наблюдением находятся буквально все ведомства и их руководители.
Не так давно Казахстан ратифицировал еще два важных международных документа: Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Это, как отмечают специалисты в сфере антикоррупционной деятельности, отнюдь не декларативный, а реальный, рабочий документ, который усилит борьбу с международными структурами, специализирующимися на финансовых махинациях.
К данной конвенции подписано три протокола: против незаконного оборота наркотиков, против торговли людьми, против нелегальной эмиграции и незаконной торговли оружием. В соответствии с этими документами было изменено и казахстанское законодательство.
Все эти обстоятельства кардинальным образом повлияли на международных экспертов, выставлявших оценки Казахстану в этом году. Что в самом Казахстане породило весьма неожиданное мнение: подобные “влияния” делают ИВК довольно искусственным, подверженным неким временным настроениям и ожиданиям, не отражающим реальной ситуации в стране.
В этой связи критики ИВК вспомнили ситуацию с Украиной сразу после победы “оранжевой” революции. В тот период ИВК “констатировал” такое падение уровня коррупции в этой стране, что это вызвало к нему недоверие, а в отношении международных экспертов подозрение. Их обвинили в политических симпатиях к “оранжевым” демократам и в явной ангажированности.
Кроме того, уже давно вызывают нарекания такие подходы к ситуации в отдельных странах, как оценки тех же арестов высокопоставленных чиновников. К примеру, Казахстан заметно улучшил свое положение в индексе два года тому назад, то есть именно в тот период, когда в республике обвинили в коррупции и в злоупотреблении служебным положением некоторых руководителей секретных служб. И сразу же раздались вопросы: а можно ли считать ситуацию с коррумпированностью высших должностных лиц улучшающейся, если руководство ведомств, призванных бороться с коррупцией, само коррумпировано? И как можно после этого позитивно оценивать общую ситуацию борьбы с коррупцией?
В то же время составители индекса, похоже, поверхностно учитывают такие основополагающие факторы, влияющие на состояние коррупции в казахстанском обществе, как низкая эффективность судебной системы, неразвитость правового сознания населения, привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно “интересов государства” и “общественной собственности “, традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику.
То есть составители ИВК не принимают во внимание глубинных причин коррупции, констатируя лишь некоторые внешние проявления борьбы с ней. И в этом году на первый план встали ожидания экспертов: Казахстан в стремлении поддерживать свой международный имидж будет наконец придерживаться определенных, принятых в цивилизованном обществе, норм и правил. Хотя бы на бумаге.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение