|
Айгерим Нурланова
Транспортные расходы даже при покупке путевки в теплые края достигают половины от требуемой суммы. А говорить о “дорожных” расходах отечественных компаний, экспортирующих свою продукцию, к сожалению, вообще не приходится. Казахстану с его географическим положением предрасположено продавать продукцию в приграничные страны, а оттуда - в Европу. Но реализовать потенциал намного сложнее из-за неразвитости логистической системы страны, высоких тарифов на железнодорожные перевозки, да и неспособности экспортеров самостоятельно рассчитывать оптимальный маршрут доставки своих товаров
Как известно, в рамках государственной Программы форсированного индустриально-инновационного развития определены восемь отраслей с наибольшим экспортным потенциалом: металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленности, фармацевтика, строительная индустрия, переработка сельхозпродукции и легкая промышленность. И продвижение на экспорт обработанных товаров - основная задача в этих секторах для Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Министерства индустрии и новых технологий. Но эффективному ее решению мешает неразвитость транспортно-логистической системы страны.
Ряд проблем, препятствующих развитию перевозок из Европы в страны Азии, определило недавнее изыскание голландского Института исследования транспортных проблем NEA и Международного союза автомобильного транспорта (IRU). Первая проблема перевозчиков - время ожидания на границах. В ходе научных исследований и расчетов было установлено, что один доллар, потерянный перевозчиками, в частности, при прохождении границ, приводит к упущенным возможностям для бизнеса, эквивалентным 2 долларам. Наибольшее время ожидания приходится на границы Кыргызстан - Казахстан (от 1 до 12 часов), Узбекистан - Казахстан (от 4 до 48 часов), Казахстан - Россия (от 4 до 60 часов), Кыргызстан - Узбекистан (от 10 до 96 часов).
Второй вопрос - негармонизированное таможенное регулирование, а также отсутствие интегрированных информационных систем, позволяющих заблаговременно доводить информацию о грузах и транспортных средствах на всем пути следования. Еще одна сложность заключается в отсутствии единой системы весового контроля в транзитных странах, а также в несогласованных сборах за превышение веса и габаритов.
В то же время, по мнению казахстанских экспортеров, существенной преградой на пути продвижения отечественной продукции на внешние рынки становятся высокие железнодорожные тарифы и нехватка вагонов.
- При экспорте товаров в Россию в первую очередь у нас возникает проблема с большими транспортными расходами. Вследствие этого наша продукция неконкурентоспособна с российской, - жалуется генеральный директор ТОО “Султан маркетинг” Ахмет Мелих Гюллю. - А при экспорте в Афганистан возникает проблема с вагонами.
- На сегодняшний день у нас чаще всего ограничены возможности по отгрузке товаров, при этом мы имеем большое количество потребителей за рубежом, которые ждут нашу продукцию, - поддерживает коллегу главный менеджер по финансовым вопросам АО “Шымкентмай” Наталья Харипова. - Имеет место и высокая стоимость железнодорожных перевозок. На сегодняшний день стоимость транспортировки составляет очень большой процент себестоимости расходов предприятия.
- Вопрос логистики для нас очень важен, поскольку себестоимость нашего продукта - муки или макаронных изделий - незначительна, а затраты по транспортировке иногда превышают саму стоимость товара, - добавляет заместитель председателя правления по маркетингу и продажам ТОО “Концерн “Цесна-Астык” Алибек Ибрагимов. - В такие регионы, как Южная Америка, или, скажем, Африка, Австралия, Восточная Азия, куда нужны морские перевозки, экспорт для нас очень проблематичен. Не каждый экспедитор готов рассчитать маршрут до определенного морского порта, поэтому некоторые предложения, которые к нам поступают, мы даже не рассматриваем.
Действительно, по данным KAZNEX INVEST, главная проблема на пути выхода наших товаров на внешние рынки - неспособность представителей малого и среднего бизнеса самостоятельно рассчитать оптимальный маршрут доставки своей продукции до конечного потребителя.
- Стоимость транспортировки закладывается в себестоимость продукции, соответственно, если неправильно рассчитана логистика и маршрут транспортировки груза является капиталоемким или сложным, то автоматически увеличивается стоимость казахстанской продукции для конечного потребителя, что, в свою очередь, влияет на ее конкурентоспособность за рубежом, - говорит управляющий директор Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Джалиль Булатов.
Возникновение такой проблемы, по его словам, связано с отсутствием на многих предприятиях специалистов МСБ, которые бы работали с логистическими компаниями республики над составлением эффективного маршрута транспортировки.
- Компании, которые занимаются транспортировкой товаров, выполнят заказ, следуя привычным маршрутам, и не рассматривают альтернативные пути движения, то есть у производителей, которые обращаются к услугам данных компаний, практически нет выбора. Они вынуждены, следуя политике логистической компании, доставлять товар не по самому эффективному и короткому пути, - пояснил он.
В качестве выхода из сложившейся ситуации национальное агентство KAZNEX INVEST создало интерактивную систему расчета транспортных маршрутов при экспорте товаров за рубеж, так называемый “логистический калькулятор”.
- По заявкам производителей агентство рассчитывает наиболее оптимальный маршрут доставки отечественного товара на внешние рынки. Для этого в логистический калькулятор вносятся такие параметры, как наименование товаров в виде кода ТН ВЭД, пункт отправки, пункт назначения. Результаты расчета выдаются в течение 5-10 дней в зависимости от сложности маршрута. Таким образом, предприниматель-экспортер получает полную и объективную информацию обо всех маршрутах, которые существуют на сегодня по доставке товара по указанному им направлению, - сказал Д. Булатов.
Кроме того, по его словам, KAZNEX INVEST проводит расчеты транспортно-логистических процедур и предоставляет сведения по необходимым товаросопроводительным документам (где и когда можно оформить те или иные документы, куда требуется их предъявить), а также сведения по транзитным пунктам перегрузки при смешанном виде транспортировки. Уже на основе этой информации экспортер может получить общую картину и понять, какова будет цена его продукции за рубежом. Причем компании могут обращаться в KAZNEX INVEST не единожды, но при этом агентство имеет право проверить информацию о серьезности его намерений.
- Хочу отметить, что некоторые вопросы помогает нам снимать агентство KAZNEX INVEST, компания, которая в этом и в прошлом годах приготовила для нас различные логистические выкладки: что, куда и сколько стоит, - делится впечатлениями заместитель председателя правления по маркетингу и продажам ТОО “Концерн “Цесна-Астык” Алибек Ибрагимов. - И тогда становится понятно, выгоден ли тот или иной способ доставки либо нет. |