|
Операция “интеграция”
Мигранты в Германии - свои или чужие? Пожалуй, сегодня это главный обсуждаемый в местных СМИ вопрос. Скандально известный политик Тило Саррацин уже не первый раз высказывает свою радикальную точку зрения публично. Недавно он облек свои мысли в книгу под говорящим названием “Германия самоликвидируется”. Страна катится в никуда, ее интеллектуальный уровень снижается. И кто виновен в том? Конечно же, мигранты. И, в первую очередь, мигранты-мусульмане. Саррацин находит для своих мыслей аргументы даже в физиологии - по его данным, умственные возможности людей разных национальностей абсолютно разные (кажется, история Германии знает пример подобного подхода). Интеллектуальным нацизмом назвала турецкая община Германии это произведение
Да, Саррацина поругали на всех этажах власти, отстранили из правления Федерального банка, но... Остались бесконечные споры “на тему”. Что же делать с мигрантами, которые живут много лет и не удосуживаются выучить немецкий язык, которые живут как будто бы в параллельном мире, не пытаясь войти в общество? Исповедуя свою религию и следуя своим традициям.
3 октября в День объединения Германии президент Кристиан Вульф сказал очень важное - мусульманство как религия тоже относится к Германии, этот факт надо признать. То есть глава государства обозначил отношение государства ко всей поднятой шумихе. И в то же время канцлер Меркель буквально на днях заявила, что попытка построения мультикультурного государства не совсем удалась и мигранты должны учить язык, а иначе им лучше бы вовсе сюда не ехать.
Итак, все-таки кто более виновен - мигранты или государство - в том, что проблема не решалась с 1960-х годов, когда стали приезжать иностранные строители?
Что произошло на деле - строители не уехали назад, а добились разрешения на проживание. Более того, создали или привезли семьи и родили детей. С годами прибывали и беженцы из “горячих” точек. А что делало государство? Оно все еще никак не обращало внимания на то, что потом поставит в вину самим мигрантам. А именно - на ту самую пресловутую интеграцию. Знакомый иранец - ветеринар, человек с высшим образованием, работает на кухне, рассказывает, как он несколько лет слал запросы в государственные учреждения с просьбой помочь ему учить язык, дать бесплатные курсы языка или хотя бы оплатить частично. Ничего не выходило - иди работай и учи язык, как у тебя получится...
И вот только несколько лет назад наконец, когда вопрос встал ребром, государство разработало программу и внедрило интеграционные курсы языка. Дадут ли что-нибудь эти обязательные курсы тетушкам из мусульманских стран, которые в своей стране не ходили в школу? Сомнительно. Но те, кто хочет учиться, получают то, что полагается. Хотя, надо признать, этого тоже мало. Мигранты, желающие учить язык дальше, к примеру, для получения высшего образования, должны все делать за свой счет.
Итак, не хочется оправдывать тех, кто не пытается интегрироваться по каким-то причинам - такие есть и они достойны осуждения. Но делать мигрантов виновными во всех бедах или пытаться отвлечь внимание общества от насущных проблем, без конца говоря о плохих мигрантах, кажется тоже нечестным.
При этом, к примеру, о проблеме скрытой дискриминации со стороны немецких работодателей сейчас почему-то не говорят. А она существует. В прошлом году были опубликованы данные, по которым выходило, что человека с иностранной фамилией не приглашают на собеседование, отдавая предпочтение немецкому имени. С таким подходом Саррацину не стоило бы беспокоиться об интеллектуальном уровне страны. Все равно его будут определять именно немцы. А то, что они не хотят рожать детей, делают карьеру, не думая о потомстве - неужели в этом тоже виноваты мигранты?
Германия |