Ботагоз Омар
Куда плыть казахстанскому кораблю, взявшему путь на многовекторность, в то время как британские гости предостерегают Казахстан от “чрезмерной” дружбы с Россией, а представители Москвы советуют брать независимый курс. Китайские же чиновники с присущей им осторожностью лишь подчеркивают, что они заинтересованы в продолжении нынешнего направления экономического сотрудничества
Прошедший уик-энд представители Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” посвятили 13-летию принятия “Стратегии-2030”. К мероприятию подготовились основательно, выпустив массивные буклеты, организовав выставку достижений национальных компаний, встретив представительных гостей из Европы, России, США, Великобритании, Китая, Индии.
Доклады всех выступающих стали своеобразными реверансами в адрес властей Казахстана, которые одними из первых в СНГ приняли долгосрочную стратегию и к 2010 году смогли реализовать 13 из 18 ключевых пунктов, заложенных в этом документе. Но главное, что сегодня интересует высоких гостей в первую очередь - кого наша страна хочет взять себе в главные союзники?
Бывший первый Госсекретарь Соединенного Королевства, экс-коммиссар по торговле, Государственный секретарь по делам торговли и промышленности лорд Питер Мендельсон позавидовал ситуации, сложившейся в Казахстане, где есть и минеральные ресурсы, и стратегический фонд, с которым, по мнению высокого гостя, не страшны никакие экономические коллапсы. Подчеркнув, что все страны мира сегодня смотрят на нашу страну “с большой ревностью и завистью”, он решил провести агитацию по антитаможенной политике.
“Взгляд Казахстана должен отойти от ближайших соседей, таких как Россия и Китай. Я думаю, с экономической точки зрения, Казахстану нужно перевести свой взгляд на большую интеграцию с ведущими экономиками мира - это Западная Европа и США”, - отметил лорд Питер Мендельсон.
Представителя России, главу Сбербанка, а в прошлом - переговорщика по вступлению в ВТО на посту министра экономического развития и торговли Германа Грефа такие заявления задели за живое.
Напомнив, что г-н Мендельсон в начале своего доклада отметил, что два раза откладывал свою поездку в Казахстан по причине... дороговизны казахстанской визы (!), российский гость поддразнил его тем, что в нашу страну он летает минимум четыре - пять раз в году. “Если вы такие бедные, так отмените визовый режим с Казахстаном, и все”, - предложил он.
Продолжая располагать к себе аудиторию, Греф начал сравнивать казахстанский и российский пути развития не в пользу своей родной страны.
Герман Греф привел несколько примеров оперативности казахстанских властей. У нас уже были приняты законы и внедрены пилотные проекты в то время, как в России новаторства эти только обсуждались. “Мы всегда по-хорошему завидовали мобильности казахстанской экономики”, - добавил Герман Греф, похвалив всех премьер-министров Казахстана за сплоченную и профессиональную команду.
А вот представитель Китая, вице-президент Гуандонской ядерно-энергетической корпорации Тан Жианшен, выступивший почти в конце данной панельной сессии, решил не комментировать выступления предыдущих ораторов. Он остановился на конкретных итогах пятилетнего сотрудничества в сфере разработки урана и на планах при реализации проектов по возобновляемой энергетике.
Деятельному Китаю пускаться в словесную риторику некогда: пока представители двух великих держав подталкивают друг другу, представители Поднебесной медленно, но верно достигают поставленных целей.
Астана |