|
Наталия Цой
Реформы ТОО “АлматыЭнергоСбыт” уже не раз ставили в тупик потребителей. И не только их. Эксперименты над плательщиками привлекли внимание сотрудников Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), которые и проанализировали создавшуюся ситуацию
Нововведения и впрямь могли шокировать кого угодно. Сначала дифференцировали тарифы на электроэнергию, чем обрекли многих жителей Алматы и Алматинской области, особенно пенсионеров, на тотальную экономию. Потом лишили граждан возможности самим снимать показания своих счетчиков, предложив услуги третьих лиц, которые якобы более компетентны в этих вопросах.
Естественно, такое обилие реорганизаций вызвало множество вопросов, среди которых фигурировали и такие: “Каким образом всего (!!!) 200 специально обученных людей смогут обойти всех потребителей? А главное - вовремя и безошибочно снять показания счетчиков?”. Как показала практика, не зря сомневались горожане в возможностях этой самой третьей стороны.
Кстати, Михаил Гамбургер, генеральный директор ТОО “АлматыЭнергоСбыт”, тот факт, что не получился эксперимент с независимыми контролерами, объяснил очень просто - человеческий фактор! Оказалось, что они не в состоянии были приходить снимать показания счетчика в один и тот же день по нескольким причинам: то очередной визит на выходные дни выпадал, то на праздничные или самого потребителя не было дома. Поэтому, мол, равных промежутков и не получалось.
А тут с июня этого года было введено еще одно новшество - две графы вместо одной. Первую потребитель самостоятельно заполняет, а вторая заполняется на базе прогнозов поставщика услуг и показаний предыдущего года.
Вот тут-то и начались проблемы. Если потребитель самостоятельно заполнял квитанцию и фактическое потребление у него отличалось от ожидаемого, то во второй строке счета мог появиться расчетный “долг”, который формировался автоматически - по внесенным данным, согласно индивидуальному потреблению по прошлому году.
Понятно, что в результате накопилось немало недовольных плательщиков, не желающих быть должниками на ровном месте. Со своими жалобами они обратились прямо в АРЕМ. А также попросили проверить правомерность деятельности “АлматыЭнергоСбыт”. Мы тоже задали агентству несколько вопросов.
В первую очередь, сотрудники агентства пояснили, что их деятельность нельзя назвать проверкой, скорее это был анализ ситуации. “На основании жалоб и обращений потребителей, как письменных, так и устных, мы проанализировали, правильный ли метод второй графы, которую они заполняют на основании прогнозных показаний прошлого периода, - сообщили в АРЕМ. - Это элементарно проверить. Например, в прошлом году человек жил дома, а в этом году уехал в отпуск или еще куда-нибудь. Таким образом, один год не является показателем. Для показателей берется три года и более”.
Интересен и тот факт, что среднеарифметический показатель - 90 кВт/ч - не был узаконен правилами. Правда, письмо с этим предложением в АРЕМ было написано позже.
Надо отдать справедливость, “АлматыЭнергоСбыт” неоднократно давал разъяснения по поводу этого расчетного долга. По идее, потребитель не должен был ни о чем беспокоиться, так как после снятия контрольных показаний новые данные будут внесены в программу и счет будет скорректирован. Однако этот метод еще больше запутал алматинцев. Может, поэтому некоторые из них решили просто согласиться с предлагаемой величиной потребления и расчетом и производить оплату по указанной в квитанции расчетной сумме?
Похоже, вся проблема взаимоотношений между потребителем и “АлматыЭнергоСбытом” заключается именно в строке “заполняется самостоятельно”. Дабы как-то разрядить обстановку, монополист решил провести анализ и выяснить, сколько человек ее заполняют. Оказалось, что эти принципиальные потребители составили 40 процентов от общего числа.
Причин тому несколько, одна из них - неверно снятые показания в предыдущем периоде и, соответственно, неправильно рассчитанное прогнозное потребление. Не с этим ли фактом связано то, что количество человек, указавших свои показания, выросло почти в два раза - с 82 633 в июне до 118 845 в сентябре.
Тут, конечно, встает вопрос и о качестве самостоятельного заполнения квитанций. Не все потребители делают это грамотно. Анализ ошибок, сделанных ими (например, при оплате рассчитали сумму оплаты только по минимальному тарифу, хотя потребление превышало норму, или в столбце “последн.” указали показания меньше значности счетчика), показал, что из 247 счетов-квитанций правильно были заполнены 171, или 69 процентов.
На основании результатов анализа монополист предположил, что количество квитанций с ошибками при заполнении составит порядка 36 842 квитанций (31 процент) от общего количества потребителей, заполнивших строку “заполняется самостоятельно”. Поэтому он категорически против отмены строки, в которой горожанам предлагается оплатить по уже готовым расчетам.
Еще один факт, который говорит против этого, - 61 процент потребителей все-таки оплачивает расчетные показания ТОО “АлматыЭнергоСбыт”. Плюс ко всему расчеты по дифференцированным тарифам являются достаточно сложными, требующими времени и определенных усилий. И, конечно же, эта сложность в любом случае приведет опять же к ошибке.
В целом деятельность “АлматыЭнергоСбыт” вызывает неоднозначные ощущения. С одной стороны, он, как ответственный монополист, постоянно изучает ситуацию и вопросы потребителей и СМИ, особенно с момента введения изменений. И даже пытается адекватно реагировать, предлагая новые схемы сотрудничества.
С другой стороны, все предложенные нововведения вызывают, мягко говоря, недоуменные улыбки. Создается такое впечатление, что основная цель этого энергетического монополиста - не упростить, а усложнить систему расчетов.
Ведь тогда плательщики так или иначе должны будут признать те расчетные данные, которые им предлагают. А иначе быть им бесконечно в должниках, так как, похоже, без специальной математической подготовки мало кто сможет правильно посчитать, сколько он должен отдать за блага цивилизации.
Кстати, это не последнее нововведение от “АлматыЭнергоСбыт”. С 1 ноября для тех, кто заполняет первую строчку, рассчитывая показания счетчика и оплату самостоятельно, ячейки “долг” и “переплата” заполняться не будут. До момента, пока не будет выписан корректирующий счет. |