ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Реформенное безобразие Исследования

Наталия Цой
Реформы ТОО “АлматыЭнергоСбыт” уже не раз ставили в тупик потребителей. И не только их. Эксперименты над плательщиками привлекли внимание сотрудников Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), которые и проанализировали создавшуюся ситуацию

Нововведения и впрямь могли шокировать кого угодно. Сначала дифференцировали тарифы на электроэнергию, чем обрекли многих жителей Алматы и Алматинской области, особенно пенсионеров, на тотальную экономию. Потом лишили граждан возможности самим снимать показания своих счетчиков, предложив услуги третьих лиц, которые якобы более компетентны в этих вопросах.
Естественно, такое обилие реорганизаций вызвало множество вопросов, среди которых фигурировали и такие: “Каким образом всего (!!!) 200 специально обученных людей смогут обойти всех потребителей? А главное - вовремя и безошибочно снять показания счетчиков?”. Как показала практика, не зря сомневались горожане в возможностях этой самой третьей стороны.
Кстати, Михаил Гамбургер, генеральный директор ТОО “АлматыЭнергоСбыт”, тот факт, что не получился эксперимент с независимыми контролерами, объяснил очень просто - человеческий фактор! Оказалось, что они не в состоянии были приходить снимать показания счетчика в один и тот же день по нескольким причинам: то очередной визит на выходные дни выпадал, то на праздничные или самого потребителя не было дома. Поэтому, мол, равных промежутков и не получалось.
А тут с июня этого года было введено еще одно новшество - две графы вместо одной. Первую потребитель самостоятельно заполняет, а вторая заполняется на базе прогнозов поставщика услуг и показаний предыдущего года.
alt
Вот тут-то и начались проблемы. Если потребитель самостоятельно заполнял квитанцию и фактическое потребление у него отличалось от ожидаемого, то во второй строке счета мог появиться расчетный “долг”, который формировался автоматически - по внесенным данным, согласно индивидуальному потреблению по прошлому году.
Понятно, что в результате накопилось немало недовольных плательщиков, не желающих быть должниками на ровном месте. Со своими жалобами они обратились прямо в АРЕМ. А также попросили проверить правомерность деятельности “АлматыЭнергоСбыт”. Мы тоже задали агентству несколько вопросов.
В первую очередь, сотрудники агентства пояснили, что их деятельность нельзя назвать проверкой, скорее это был анализ ситуации. “На основании жалоб и обращений потребителей, как письменных, так и устных, мы проанализировали, правильный ли метод второй графы, которую они заполняют на основании прогнозных показаний прошлого периода, - сообщили в АРЕМ. - Это элементарно проверить. Например, в прошлом году человек жил дома, а в этом году уехал в отпуск или еще куда-нибудь. Таким образом, один год не является показателем. Для показателей берется три года и более”.
Интересен и тот факт, что среднеарифметический показатель - 90 кВт/ч - не был узаконен правилами. Правда, письмо с этим предложением в АРЕМ было написано позже.
Надо отдать справедливость, “АлматыЭнергоСбыт” неоднократно давал разъяснения по поводу этого расчетного долга. По идее, потребитель не должен был ни о чем беспокоиться, так как после снятия контрольных показаний новые данные будут внесены в программу и счет будет скорректирован. Однако этот метод еще больше запутал алматинцев. Может, поэтому некоторые из них решили просто согласиться с предлагаемой величиной потребления и расчетом и производить оплату по указанной в квитанции расчетной сумме?
Похоже, вся проблема взаимоотношений между потребителем и “АлматыЭнергоСбытом” заключается именно в строке “заполняется самостоятельно”. Дабы как-то разрядить обстановку, монополист решил провести анализ и выяснить, сколько человек ее заполняют. Оказалось, что эти принципиальные потребители составили 40 процентов от общего числа.
Причин тому несколько, одна из них - неверно снятые показания в предыдущем периоде и, соответственно, неправильно рассчитанное прогнозное потребление. Не с этим ли фактом связано то, что количество человек, указавших свои показания, выросло почти в два раза - с 82 633 в июне до 118 845 в сентябре.
Тут, конечно, встает вопрос и о качестве самостоятельного заполнения квитанций. Не все потребители делают это грамотно. Анализ ошибок, сделанных ими (например, при оплате рассчитали сумму оплаты только по минимальному тарифу, хотя потребление превышало норму, или в столбце “последн.” указали показания меньше значности счетчика), показал, что из 247 счетов-квитанций правильно были заполнены 171, или 69 процентов.
На основании результатов анализа монополист предположил, что количество квитанций с ошибками при заполнении составит порядка 36 842 квитанций (31 процент) от общего количества потребителей, заполнивших строку “заполняется самостоятельно”. Поэтому он категорически против отмены строки, в которой горожанам предлагается оплатить по уже готовым расчетам.
Еще один факт, который говорит против этого, - 61 процент потребителей все-таки оплачивает расчетные показания ТОО “АлматыЭнергоСбыт”. Плюс ко всему расчеты по дифференцированным тарифам являются достаточно сложными, требующими времени и определенных усилий. И, конечно же, эта сложность в любом случае приведет опять же к ошибке.
В целом деятельность “АлматыЭнергоСбыт” вызывает неоднозначные ощущения. С одной стороны, он, как ответственный монополист, постоянно изучает ситуацию и вопросы потребителей и СМИ, особенно с момента введения изменений. И даже пытается адекватно реагировать, предлагая новые схемы сотрудничества.
С другой стороны, все предложенные нововведения вызывают, мягко говоря, недоуменные улыбки. Создается такое впечатление, что основная цель этого энергетического монополиста - не упростить, а усложнить систему расчетов.
Ведь тогда плательщики так или иначе должны будут признать те расчетные данные, которые им предлагают. А иначе быть им бесконечно в должниках, так как, похоже, без специальной математической подготовки мало кто сможет правильно посчитать, сколько он должен отдать за блага цивилизации.
Кстати, это не последнее нововведение от “АлматыЭнергоСбыт”. С 1 ноября для тех, кто заполняет первую строчку, рассчитывая показания счетчика и оплату самостоятельно, ячейки “долг” и “переплата” заполняться не будут. До момента, пока не будет выписан корректирующий счет.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение