Константин Маскаев
Неожиданное участие казахстанской команды яхтсменов из порта Актау в парусной регате в Хорватии обернулось отнюдь не спонтанной победой и триумфальным возвращением на родину на этой неделе
Об этом рассказал по телефону нашему изданию давний знакомый - руководитель Актауского яхт-клуба Андрей Чулаков:
- О регате мы узнали только в этом году. К нам на Каспий заходила российская яхта “Сибирь”, о которой нужно обязательно сказать отдельно - как о достойном примере. Капитан этой лодки и президент Фонда поддержки спорта “Сибирские парусные экспедиции”, судья Международной категории по парусному спорту Сергей Щербаков пригласил нас к участию, мы собрали команду и поехали. У нас довольно интересная команда. Два шкипера - это Александр Лавринов и я, группа ребят-бизнесменов из Актау, которые увлекаются яхтингом и не первый год с нами путешествуют и принимают участие в наших мероприятиях, ходят по Атлантике, и двое моих друзей-путешественников из Питера. К нам еще прибился один итальянец - работает в Актау в иностранной компании. Этим интернациональным составом мы выступили и гоняли в течение семи дней на арендованной 15-метровой яхте. Приняли нашу команду очень хорошо. При том, что там очень сильный состав шкиперов, нам удалось взять первое место. Были два профессиональных шкипера-хорвата, были два профи из Москвы и Питера, были другие опытные мореходы, для которых яхтинг - работа.
Данная регата - юбилейная, она проходила в десятый раз. Призовой фонд традиционно составили произведения живописи.
Смелость
океаны берет
Теперь о сибирском проекте. Яхта “Сибирь” построена в Омске - городе, который находится глубоко внутри континента и имеет выход только к Северному Ледовитому океану - около 4 тысяч километров по реке Обь и Обской губе. Несмотря на это, в Омске действует развитая областная Федерация парусного спорта, которая поддерживается энтузиастами и упомянутым фондом. В нашем случае интерес вызывает программа парусных экспедиций, разработанная яхтсменами Сибирской парусной ассоциации “Фарос” и Федерацией парусного спорта Омской области. Программа запущена в 1997 году, рассчитана до 2017 года и представляет серию экстремальных парусных экспедиций в самые удаленные уголки страны и планеты. Маршруты проложены в основном по морям Северного Ледовитого океана и внутренним водным путям России, осуществляются на самостоятельно сконструированной и построенной парусной яхте “Сибирь”, прошедшей к настоящему времени более 70000 морских миль (три витка вокруг Земли по экватору) и посетившей территориальные воды 40 государств.
Данная лодка уже прокрутила две кругосветки. Теперь они реализуют очередной кругосветный проект, включив в маршрут все моря бывшего СССР. На этот раз они прошли Скандинавию, вошли в Балтику, миновали Санкт-Петербург, каналами и Волгой дошли до Астрахани, сделали круг почета по Каспию и оказались в Актау.
Обратите внимание. Яхта “Сибирь” строилась 10 лет и после спуска на воду летом 1997 года за четыре месяца совершила свое первое путешествие из Омска до Санкт-Петербурга Северным морским путем и вокруг Скандинавии. Реконструированная в 1998-1999 годах “Сибирь” в 2000-2001 годах впервые в истории мореплавания без зимовок и ледокольной проводки совершила кругосветное путешествие через Северный морской путь, со стартом и финишем в Омске, пройдя все 24 часовых пояса в одном направлении (половину - за Полярным кругом) за 15 месяцев.
Выход в Средиземное море, визит дружбы на Олимпиаду в Грецию и участие в Международной парусной регате “Одиссэйл” - вот далеко не полный перечень дальнейших экспедиций яхты. А в 2011-2014 годах запланировано совершить на “Сибири” еще одно кругосветное путешествие через Северный Ледовитый океан, посвященное зимним Олимпийским играм 2014 года.
Состояние -
Гваделупа
Нетрудно догадаться, к чему приводится здесь эта информация. Потому что аналогий избежать не удастся. Тут же вспоминается один громкий проект - Первая казахстанская кругосветка под парусом на судне “Чокан Валиханов”, организованная Центрально-Азиатским географическим обществом четыре года назад и остановленная по причине отсутствия средств. Яхта встала в Гваделупе, пройдя лишь треть пути. Громко стартовавший проект остановлен и радужных перспектив не обещает. Больше года за стоянку казахстанской лодки в порту на Карибах платит частное лицо, тот самый Андрей Чулаков. Президент ЦАГО Григорий Евсеев еще надеется найти средства для продолжения экспедиции. Пытался найти содействие в вопросе продолжения экспедиции и Дмитрий Петрухин, известный казахстанский байкер-кругосветник. Полугодовая переписка с премьер-министром и чиновниками Министерства туризма и спорта так и застыла на уровне обещаний.
Напомним, яхта “Чокан Валиханов” и весь проект Terra Vita запускался под флагом Казахстана и был нацелен на внешний пиар страны. В настоящее время о проекте предпочитают не вспоминать. Возникают вопросы: почему энергии и энтузиазма в провинциальном российском областном центре оказалось несравненно больше, чем в целом государстве и масштабы проектов оказались так несопоставимы?
О состоянии проекта Terra Vita - в ближайших номерах. |