Константин Маскаев
Текущую неделю открыл необычный для человечества день. Но по-особому важным он является для Казахстана и России. В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днем начала космической эры человечества. Именно с территории Казахстана 4 октября 1957 года человечество совершило первый шаг в доступное доселе только самой смелой мечте пространство. На околоземную орбиту был выведен спутник Земли, ставший первым искусственным, созданным человеческой мыслью и воплощенным человеческими руками небесным телом
Одновременно в мировые языки вошло ставшее новым термином простое русское слово - “спутник”, указывающее на попутчика, который с этого дня открыл человечеству массу полезных возможностей.
Первый искусственный спутник Земли представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весом 83,6 килограмма, с четырьмя спицами-антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра. Антенны служили для передачи примитивного сигнала, который на всех языках можно озвучить как “бип-бип”. К названию первого космического аппарата наши предшественники подошли без особого творчества: ПС-1, что означало простейший спутник первый. По-видимому, выбор названия отдали на откуп истинным технарям - составителям каких-нибудь строгих инструкций.
Стальной шар с радиопередатчиками внутри стал спутником на 295-й секунде после старта ракеты-носителя Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, впоследствии получившего открытое “коммерческое” наименование “космодром Байконур”. Еще через 20 секунд спутник отделился от второй ступени ракеты-носителя, и его позывные сразу услышал весь мир. Тысячи радиолюбителей сканировали эфир, чтобы выловить сигнал, ниспосланный с высоты эллиптической орбиты высотой 947 километров в апогее и 288 километров в перигее. ПС-1 летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли, пролетев около 60 миллионов километров. Батарей для работы радиопередатчика хватило на две недели после старта.
Несколько раз проект оказывался под угрозой закрытия как бесполезный для народного хозяйства, пока его идеолог и вдохновитель Сергей Королев не дал Совету министров СССР определенных гарантий, что в рамках космической программы может быть подготовлено две ракеты в спутниковом варианте и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты. Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета успешно стартовала 21 августа, Совмин дал добро, и Королев вплотную занялся спутником. Ученый спешил: аналогичным проектом занимались американцы. Уступить в этом первенство было никак нельзя.
|
Ступень между прошлым и настоящим |
Запуск спутника стал технологическим и идейным прорывом. Это был очевидный успех социализма в продолжавшейся уже более десяти лет холодной войне с Западом, прежде всего с США, которые смогли повторить успех СССР лишь в феврале 1958 года, запустив со второй попытки спутник с красивым именем “Эксплорер-1”, тем не менее весивший в десять раз меньше первого советского спутника.
Отношение к первой космической гавани в Казахстане различно. Но те, кто об этом всерьез задумывается, воспринимают это как достойную страницу истории и современности. Для них очевидно, что тем самым Казахстан обеспечивает вклад, который космическая наука и техника несут в улучшение благосостояния человечества. Нахождение же в космическом клубе планеты ставит Казахстан в совершенно особый ряд. И это можно и нужно использовать, в том числе для создания позитивного имиджа.
Правопреемником многих величайших свершений советского времени стала Россия. Но есть страницы в недавней истории, которые без Казахстана были бы написаны как-то иначе. Освоение космоса - одна из таких. |