|
Напомним, что автор этого материала в рамках программы «Культурное наследие» в составе научно-исследовательской экспедиции обследует памятники мемориального зодчества Казахстана. Все собранные материалы издаются в виде свода памятников. О наиболее интересных, на наш взгляд, памятниках пишем сразу, о чем свидетельствуют публикации прошлых номеров. В этом материале опишем основную цель экспедиции этого года – поиск нетрадиционных для казахов древних деревянных мавзолев на необжитом противоположном Уренхайке берегу Маркаколя
Другая сторона Маркаколя - все равно, что другая сторона Луны. Почти никто не знает о ней. Нам опять пришлось столкнуться с местными легендами о непроходимости этих мест. Как оказалось позже, не столь и преувеличенных. На противоположном берегу озера Маркаколь есть поселок Матабай. Проехать к нему можно только через Теректы (Алексеевка), находится этот поселок в 286 километрах от Усть-Каменогорска. Но это если напрямую по карте, по дорогам выходит примерно километров 400. От Теректы дорога ведет через горы. По словам местных, до Маркаколя примерно 5 километров. На деле - гораздо больше. Затяжной подъем длился 17 километров, потом начался 4-километровый спуск через лес. Именно в это время там разливаются родники и размывают без того сложную дорогу. Спуститься к Маркаколю нам все же удалось. Первым делом нашли егерей. Их работа - знать до последнего кусочка свои владения, они, по нашим расчетам, должны были указать заветные тропы, ведущие к деревянным мавзолеям.
Подъезжая к месту, на берегу Маркаколя увидели поляну, на которой был накрыт стол. Как выяснилось, гости только что уехали. Поздоровавшись с егерями, сразу же перешли к основному вопросу. Выяснилось, что два самых близких мавзолея находятся буквально в километре от нас. Раздумывать долго не стали, сразу же двинулись к памятникам. Мавзолеи расположены на склоне горы и до того заросли дикой малиной и смородиной, что мы дважды проехали мимо них. Пришлось спешиться, и только тогда смогли различить их очертания. Сфотографировав и отметив точку координат (N48 49.426 E85 31.920, 33 км от пос. Теректы), попытались узнать, кто здесь похоронен. Но егери - народ пришлый, кто переехал из России, кто совершенно из других мест Казахстана, и на наш вопрос они ответить не смогли. Сказали только одно, что в прошлом году приезжали возможные родственники, искали и потом долго стояли, видимо, общаясь с предками.
Поблизости памятников уже не осталось, время съело их, дерево, в основном сосна, не столь долговечно, как камень. Переночевав на берегу Маркаколя, в полдень следующего дня мы двинулись дальше, к другим подобным памятникам. Вот только попали под страшный ливень. И если учесть, что все тропы ведут только вверх и дождь их покроет “тестом”, то можно было предположить, как сложно будет возвращаться. Наши самые страшные опасения подтвердились. Дороги не было, вниз по колеям стекала масса воды, переходя кое-где даже в мини-водопады. Поворачивать обратно и пережидать не было смысла, всем известно, каков нрав погоды в том районе - если дождь зарядил, то это надолго, может, на целую неделю. Но мы выбрались. Правда, эти четыре километра преодолевали где-то 6-7 часов. Выбрались на более менее твердую почву уже затемно. Следующий день обещал нам показать еще больше интересного, ведь впереди нас, согласно обещаниям егерей, ждал целый некрополь из 13 деревянных мавзолеев.
Но по пути нам встретился еще один некрополь из четырех мавзолеев длиной примерно 9 метров и шириной 4 метра. Каждый из них построен своим способом, четко различается возможная иерархия. Подобные выводы сделали на основании того, что один, наиболее высокий, построен с особой тщательностью. Дерево в полевых условиях плохо поддается датировке, поэтому приблизительный срок постройки - конец XIX - начало XX века. У основного, самого крупного мавзолея имеется шпиль. Позже мы узнали, что самый крупный мавзолей некрополя принадлежит некому Мурзабаю. Сегодня ведется работа по установлению легенды, связанной с этим некрополем, и даты его постройки.
Доехать до следующего обещанного могильника было не так уж и легко. Опять с нами сыграло злую шутку понятие расстояния у местных: по всем подсказкам, он должен был находиться в 10-15 километрах, а на деле вышло 27. Хотя позже это оказалось не столь важным, так как перед нами открылся до этого не описанный современными исследователями некрополь, состоящий из 13 деревянных мавзолеев, размерами примерно 25 на 13 метров. Как оказалось, бревенчатые перекрытия некоторых памятников изготовлены из отесанных прямоугольных бревен. Дата постройки остается тайной, как и легенда. Местные называют его Кулеке-сай. Некрополь находится в 28 километрах от Теректы, координаты N48 39.806 E85 52.420.
Откуда взялось это направление, несвойственное казахской архитектуре? Оказывается, корни идут еще с курганов, в которых найдены камеры для захоронений, выполненные в виде срубов. Это и позволяет предполагать, что все основные приемы работы с деревом были известны еще 2500 лет назад, даже учитывая, что у древних мастеров не было инструментов типа пил. Самое главное, что это направление развивалось самостоятельно, отдельно от постороннего влияния, и не только в районах, богатых этим строительным материалом. Так, например, в Бесшатырских курганах, что находятся близ реки Или, найдены такие же камеры захоронения, но только выполненные из тяньшаньской ели. Это только подтверждает некогда яркое развитие этой культуры. То, что мы видим сегодня, скорее всего, последние отблески традиций.
Сегодня конкретного пути развития этой тенденции в казахской архитектуре мы не знаем. Хотя и широко изучены деревянные строения многих народов, в частности, проживавших на территории России. В Казахстане же вопрос возникновения и развития остается открытым. Те области, на территории которых найдены подобные примеры, в частности, Восточно-казахстанская обдасть, могли бы поддержать изучение этого направления в лице администрации, акимата или управления культуры. |