|
Юлиана Жихорь
Несмотря на то, что Казахстан миллиарды долларов тратит на выкарабкивание из ямы сырьевой придаточности мира - на Программу форсированного индустриально-инновационного развития, - отказываться от развития сырьевых отраслей он тоже не собирается. Речь идет не только о главном “кормильце” страны - черном золоте, но и о не менее доходной горно-металлургической отрасли. Причем, как заявляют в правительстве, ставку делают не столько на добычу самих полезных ископаемых, сколько на их высокие переделы
Чем дальше в независимость, тем больше технологий. Под таким девизом в Казахстане нынче развивается любая отрасль. В очередной раз заговорили и о сырье. Нефть уже давно намереваются перерабатывать во что-нибудь не менее востребованное, например, в продукцию нефтехимии. Теперь дошло дело и до металлургии, программа развития которой на ближайшую пятилетку была недавно презентована и одобрена в Кабмине.
Как сообщил вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, целью программы является “максимальная переработка сырья внутри страны, выход на базовые металлы и производство продукции высоких переделов, обеспечивающих развитие других отраслей промышленности”.
Причем ставка делается не только на внешних потребителей, но и на внутренний спрос, который, учитывая объемы отечественной экономики, не так уж высок, в связи с чем высокой переработкой должен, по мнению Мининдустрии, заниматься малый и средний бизнес “через создание малотоннажных производств”, то есть мини-заводов.
Сегодня объем производства продукции высоких переделов относительно низок. При значительном объеме экспорта сырья в настоящее время экспорт продукции отрасли составляет порядка 8,5 миллиарда долларов, импорт - 6 миллиардов, экспорт металлолома - 1-2 миллиона тонн в год. Причиной тому, по мнению Рау, “износ основных фондов, высокая ресурсоемкость и низкий уровень производительности труда”. Разумеется, большую роль играет и низкий уровень внедрения инновационных разработок при недостаточном финансировании научно-исследовательских работ в этом направлении.
Как было заявлено в правительстве, решению всех проблем помогут небольшие деньги - всего 100 миллионов долларов, и Казахстан начнет производить продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Более того, к 2014 году, если, разумеется, все пойдет “по написанному”, казахстанская наука должна завалить производство новыми идеями (этому должно способствовать сокращение налогооблагаемой базы по корпоративному подоходному налогу на 150 процентов от расходов на внедрение результатов по исследованиям), производство - внедрить новые технологии по комплексной переработке сырья, государство - обеспечить производство ресурсами. А рабочие - начать трудиться с высоким коэффициентом полезного действия.
Как опять надеются в Кабмине, к 2015 году отрасль выйдет на валовую добавленную стоимость на 8459 миллионов долларов (рост на 7 процентов), а производительность труда возрастет до 61 тысячи долларов (при сегодняшних 43).
Разумеется, что такие глобальные планы внутреннего обеспечения потянут за собой и рост экспортного потенциала. По мнению экономистов, экспорт продукции переделов, “высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции”, увеличится в 2 раза по сравнению с 2008 годом.
Интересно, что программа вся построена на сравнении грядущих результатов с, можно считать, докризисными (в 2008 году спад производства уже начался, но был не столь болезненен, как в прошлом).
Горно-металлурги сегодня традиционно заявляют, что сделают все возможное для реализации государственных планов. Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец сообщил, что индикаторы, заложенные в программу, реальные: “Это просчитанные по каждому региону проекты. И мы за них ручаемся. Это реальные цифры”. Но, по его мнению, следует создать штаб по реализации данной программы, “чтобы поэтапно мы хотя бы раз в месяц обсуждали ее движение. И особенно в части реализации механизмов, которые касаются расширения мощностей в энергетике, расширения железнодорожных узлов и ряда других вопросов”.
Железнодорожная тема, как выясняется, вообще является “больной” для казахстанской экономики. То в стране не хватает зерновозов, то вагонов для угля. Теперь выясняется что и для металлургов тоже. Даже сейчас, когда программа только стартовала, продукцию вывозить просто не на чем. “Мы имеем ограничение по поставкам продукции где-то даже в размере 50 процентов по некоторым экспортным направлениям”, - доложил Радостовец, предложив государству задуматься, наконец, и купить стране вагоны.
Но а пока решается вагонная тема, производители просят власти не торопить “транспортную интеграцию”. Точнее унификацию транспортных тарифов в рамках Таможенного союза. Они опасаются, что для казахстанской стороны подобная унификация закончится подгонкой отечественных тарифов под высокие российские цены. В связи с чем производители просят “не форсировать”, особенно по экспортным тарифам, вопросы унификации в 2012 году, а дать еще год-два переходного периода.
Но столь приподнятое настроение не у всех представителей горно-металлургического сектора. “Казахмыс” предупредил правительство страны, что через 10-15 лет власти столкнутся с рядом проблем “природно-техногенного характера”. По словам председателя правления “Казахмыса” Эдуарда Огай, некоторые контракты на недропользование закончатся по причине истощения запасов: “И там, где мы ведем работы, наверное, будем уходить через какое-то время. Это в основном касается Жезказганского региона и части активов, которые у нас есть в Восточном Казахстане”.
Однако премьер-министр данное сообщение воспринял... странно. Он обрадовал коллег и председателя правления сообщением, что ФНБ “Самрук-Казына” купил 11 процентов акций “Казахмыса”, став в итоге обладателем блокирующего пакета акций в 26 процентов. “Так что вы теперь welcome back”, - радостно потирая руки, заявил Масимов.
Видимо, за этим “welcome back” скрывается и суть государственной политики в отношении “вопросных” городов. Но сможет ли государство, стремящееся развивать бизнес, рисковать доходностью в пользу обывателей - это большой вопрос.
Пока же в Кабмине ни разу не вели речь о перспективах замены градообразующих предприятий другими рабочими местами для горожан.
Астана |