|
Ольга Галахова, театральный критик - специально для “РИА Новости”
Театральный сезон стартует в сентябре не только открывающимися после лета театрами, показами премьер, но и фестивалями - масштабными и локальными, с богатой историей и возникшими совсем недавно
Международный питерский фестиваль “Балтдом” откроется в этом году в северной столице в двадцатый раз - 27 сентября и завершится 10 октября. Подзаголовок этого театрального форума - “Избранное” - не случаен, поскольку съедутся со своими спектаклями действительно избранные: те, кто в течение двадцати лет подтверждал своим авторитетным участием значимость уникального питерского фестиваля. Перечень этих имен весьма внушителен. Это и Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас из Литвы, и Андрей Жолдак из Украины, и Алвис Херманис из Латвии, и бельгиец Люк Персеваль, который покажет свой спектакль “Дети солнца”, поставленный им в известном гамбургском театре “Талия”. Выдающийся польский режиссер Кристиан Люпа покажет свой многочасовой спектакль о Мэрилин Монро “Персона. Мэрилин” - часть масштабной трилогии о культовых фигурах ХХ века. Примет участие осуществивший свое путешествие из Вильнюса в Москву через признание на “Балтийском доме” Кама Гинкас. Поддержит своим участием “Балтдом” и московский режиссер Иосиф Райхельгауз.
Вместе с московским Театром.DOC “Балтийский дом” представит проект “Ржевка - Невский проспект”, в рамках которого исследует жизнь поколения, выросшего за эти двадцать лет в Петербурге. Кто они, ровесники фестиваля, нынешние 20-летние? Какой он, другой город, глазами 20-летних, живущих в спальных районах? На эти вопросы постараются ответить участники лаборатории под руководством Михаила Угарова и Марины Разбежкиной. Отправными точками для творческого разговора станут показ спектакля - обладателя “Золотой маски-2010” “Жизнь удалась” (режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов) и злободневной постановки “1.18”, поставленной по письмам и дневникам адвоката Магнитского, погибшего недавно в Бутырской тюрьме.
“Балтдом” в свой юбилейный сезон совершит также путешествие из Петербурга в Москву, чтобы в Первопрестольной 20 сентября собрать всех друзей фестиваля, а также вручить свою Международную премию “Балтийская звезда” худруку Александринского театра и директору Центра имени Вс. Мейерхольда Валерию Фокину. Можно смело сказать, что театральной персоной сентября в Москве станет именно Фокин, режиссер с “двойным гражданством” (двух российских столиц).
Фестиваль “Премьеры Александринского театра в Москве” пройдет с 8 сентября по 27 ноября. Будет показана последняя премьера театра - “Укрощение строптивой” по пьесе Шекспира, поставленная Оскаросом Коршуновасом.
Ежегодные мейерхольдовские встречи пройдут в этом году в пятый раз. 13 сентября в ЦИМе как раз и будет вручен Мейерхольдовский приз Оскаросу Коршуновасу, после чего состоятся его мастер-класс и дискуссия.
С 11 по 18 сентября, тоже в пятый раз, в Москве пройдет Международный фестиваль-школа “Территория”, который последовательно утверждает в правах актуальное современное искусство. На этот раз его идеологи делают немецкий акцент в программе, которая обозначена как “Москва - Берлин”. Помимо мастер-классов будут показаны три немецких спектакля: “Гамлет” хорошо известного в России театра “Шаубюне” в постановке Томаса Остермайера (гастроли организованы совместно с Театром наций), хореографический спектакль Констанции Макрас “Ад на Земле” и спектакль “Карл Маркс: Капитал, том 1” прославленной группы “Римини-Протокол”, а также два московских спектакля, основанных на произведениях немецкой драматургии - “Трехгрошовая опера” в постановке Кирилла Серебренникова во МХАТе имени А.П.Чехова и радикальный молодежный спектакль Московского центра драматургии и режиссуры God is a DJ по пьесе драматурга и режиссера Фалька Рихтера.
Фестивальное движение в России, к счастью, не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом и позволяет стирать границы между столицами и провинцией. Примечательно, что прошлый фестиваль “Территория” проходил в Перми. В этом сезоне на Урале пройдут один за другим сразу два фестиваля. Первый - “Текстура” - состоится в декаду с 18 по 28 сентября и также ориентирован на актуальное, современное искусство, на сближение кино и театра. Он соберет кинорежиссеров, театральных постановщиков, драматургов и сценаристов. “Очень важно собраться в одно время, в одном месте, в одной компании”, - говорят идеологи фестиваля, главным лицом которого является Эдуард Бояков, руководитель московского театра “Практика” и по совместительству арт-директор театра “Сцена-Молот” (Пермь).
Министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края известный режиссер Борис Мильграм объявил, что Пермь должна стать культурной столицей России. Чем вызвал в одном случае иронию, а в другом - протесты и недовольство, но он настойчиво и упрямо гнет свою линию. Сразу после окончания фестиваля “Текстура”, с 8 по 14 октября, в Перми состоится Международный фестиваль-форум “Пространство режиссуры”. В свое время затеял его сам Борис Мильграм будучи в должности худрука Пермского академического драматического театра. Вступив в новую должность, он переименовал пермскую академию в “Театр - Театр” и подчинил идеологию фестиваля сугубо театральным, цеховым задачам. Фестиваль был создан в 2007 году и сразу стал площадкой для серьезного творческого диалога режиссеров России и зарубежья.
Если в Москве братаются с Берлином, то в Перми - с французами. Фестиваль вошел в официальную программу Года Франции в России. Это предполагает участие французских спектаклей и российских постановок современной французской драматургии. Программа была сформирована ведущими театральными деятелями России и Франции.
Фестивальная карта осени в России впечатляет и своими масштабами, и любопытным отбором - словом, есть куда поехать, а поехав, еще и посмотреть. |