|
Фарида Галиева
В Алматы в начале недели прошел медиафорум “Будущее СМИ - в руках журналистов”, генеральным спонсором которого стал фонд “Сорос-Казахстан”. В роли организаторов выступили: Союз журналистов Казахстана, Фонд защиты свободы слова “Адiл соз”, Институт войны и мира, центр журналистики MediaNet, “Интерньюс Казахстан”
Для участия в дискуссиях, по словам организаторов, съехались 164 журналиста печатных и электронных СМИ, а также юристы, издатели, эксперты в области медийного бизнеса и права. Были также представители Всемирного банка, ООН, IRI, ЮНЕСКО, посольства США, депутат казахстанского парламента. Приехали гости из Кыргызстана и России. Однако собственно из регионов Казахстана прибыли лишь 23 участника: из Астаны, Семея, Павлодара, Караганды, Талдыкоргана, Актобе, Петропавловска, Уральска.
Тогда как основным лейтмотивом форума стало обсуждение проблем и задач как раз региональных СМИ страны, - их борьбы за выживание в нынешних условиях. Этим организаторы подчеркивали отличие своего мероприятия, от, скажем, помпезного Евразийского медиафорума и узкокорпоративного, редакторского “столичного” медиакурултая - двух регулярно проходящих в Казахстане конференций, посвященных масс-медиа и в которых участвуют в основном журналисты из Алматы и Астаны.
Но, несмотря на тематическое отличие, “региональный” медиафорум так же, как и два его предшественника, прошел в традиционном формате: в обсуждении общих для всего медиасообщества проблем, задач и вопросов. Это и самофинансирование СМИ, и давление на них со стороны как местных, так и центральных властей, и низкий уровень современной казахстанской журналистики, и корпоративная солидарность.
- К сожалению, сегодня поводов для оптимизма очень мало, - сказала, в частности, Маржан Ельшибаева, директор “Интерньюс-Казахстан”. - Если проблему рассмотреть более детально, то она разбивается на свободу слова (вернее, ее отсутствие), кадры, невостребованность хороших журналистских материалов в силу редакционной политики, государственный заказ и его влияние на контент, перекошенность медиарынка, переход “на цифру” и многое другое.
- Отраден тот факт, что региональная пресса сама признает необходимость изменений, - подчеркнул Игорь Братцев, директор MediaNet. - Почему нас не читают? Потому что качество изданий не соответствует запросам рынка.
Несмотря на то, что мероприятие прошло всего за один день, обсудить удалось весьма широкий круг вопросов, и по своей насыщенности, остроте и динамике этот форум сегодня можно признать пока самой эффективной дискуссионной профессиональной журналистской площадкой в Казахстане.
|
Весомое журналистское слово |
Но, несмотря на информативность и насыщенность, ответа на главный свой вопрос: в чьих же руках будущее СМИ? - форум все-таки не дал. И дать, судя по всему, не мог. И это не вина организаторов, а специфика нынешнего состояния казахстанского медиарынка.
Пожалуй, одной из самых в этой связи интересных и острых в этот день была дискуссия о пользе или вреде госзаказа. Одни коллеги его необходимость горячо отстаивали, другие, напротив, говорили о его пагубном влиянии на СМИ.
Единственным представителем власти на форуме был депутат мажилиса Мурат Абенов, который заявил по этому поводу следующее:
- Когда мы говорим о госзаказе, то должны опираться на мнение не только тех, кто этот заказ не получает. Пять миллиардов тенге идут на пользу населению, которое информируют о программе индустриально-инновационного развития, правовой реформе.
Тогда как председатель медийного альянса Казахстана Адиль Джалилов считает, что “госзаказ - это благие намерения, которые ведут в ад. Его надо сократить, попутно сократив налоги для СМИ”.
Разделились и мнения журналистов. Прозвучало даже такое утверждение, что без госзаказа многие региональные СМИ сегодня просто не выживут. Мол, падает интерес населения к “традиционным” формам подачи информации. А привлекать потребителя цифровыми технологиями, нестандартными формами подачи - для этого у региональных масс-медиа просто нет средств.
Им возражали: для того чтобы быть конкурентоспособными, необходимо зарабатывать деньги, а не существовать на подачки. Только тот, кто умеет использовать все доступные технические средства для совершенствования своей работы в быстроменяющемся мире, только тот сможет выжить и при этом повысить свой профессиональный уровень. Ибо медиарынок - это прежде всего рынок, где нужно продать свою продукцию, а не продаваться самим за бюджетную милостыню чиновников.
Под занавес была обсуждена и такая тема: нужен ли журналистам свой профсоюз и если его создавать - то кто за это возьмется?
- Профсоюз нужен, - сказал председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев. - Нужна организация, которая защищала бы права журналистов и работников СМИ. К нам очень часто обращаются журналисты, чьи права были нарушены работодателями. Очень часто журналисты просто не знают законов. Ни закона о СМИ, ни законодательства о труде.
- Профсоюз необходим. Он позволяет не только защитить интересы журналиста, но и сделать его более свободным. А журналистика - это специальность, где профессионализм автора, его творческий рост напрямую связаны с его личной свободой”, - поддержала инициативу главный редактор газеты “Уральская неделя” Тамара Еслямова.
Однако вторая часть вопроса: кто же его, профсоюз, создаст? - так и повисла в воздухе и ответа (пока?) не нашла. |