ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Пределы Атлантики Исследования

Юлиана Жихорь
С момента окончания холодной войны и исчезновения с карты мира главного “врага” НАТО - СССР - Североатлантический альянс вопреки ожиданиям не развалился за ненадобностью, а расширился до невероятных размеров, перестав быть только северным и только атлантическим. Глобализация трансформировала альянс, предоставив ему возможность проводить военные операции в любой точке мира, откуда может происходить угроза для членов организации. Наш регион они рассматривают не как “угрожающий”, но как тот, в котором желают видеть свое присутствие. Не военное, но политическое

alt
Брюссель - цитадель НАТО
В штаб-квартире НАТО уже стало традицией приглашать журналистов из стран Центрально-Азиатского региона, дабы объяснить им всю “глубину” миролюбивой политики альянса. С момента принятия европейской военной стратегии в конце 90-х годов, признающей НАТО не только как организацию Северо-Атлантического региона, но и как военный штаб Европейского союза, альянс получил возможность проведения военных операций в радиусе 3 тысяч километров от границ ЕС.
Изначально, как говорят в штаб-квартире НАТО, такая мера требовалась для возможного “усмирения” нестабильной Восточной Европы, вышедшей из Варшавского договора. Сейчас же под эти “3 тысячи” подпадают не только европейские страны постсоветского пространства, но и вся Центральная Азия, включая Афганистан, Иран, Ирак и их соседей.
На наше счастье, НАТО видит в бывших среднеазиатских республиках СССР не потенциальных врагов, а перспективных партнеров. Причем Казахстан оно рассматривает не только как ведущую страну региона, но и как локомотив всех центральноазиатско-натовских взаимоотношений.
Казахстан, как и все страны постсоветского пространства (за исключением Прибалтики, уже вступившей в НАТО в 2004 году), является страной-партнером НАТО. На его территории активно развивается невоенное присутствие альянса - все государства региона являются участниками программы “Партнерство во имя мира”. Казахстан стал первой страной ЦАР, подписавшей с НАТО Индивидуальный план действий партнерства, который включает в себя вопросы политического реформирования и сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, в вопросах прав человека, науки и других областях.
Как сообщил специальный представитель организации в странах Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс, первый двухлетний цикл этой программы уже заканчивается. “Мы проведем анализ-обзор, я проведу эту работу в середине апреля. И если анализ покажет успешные результаты индивидуальной программы по Казахстану, то мы запустим второй”.
Но особенно НАТО заинтересовано в укреплении сотрудничества в сфере совместной борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
В военной плоскости мы уже давно сотрудничаем. В рамках программы “Партнерство во имя мира” предусмотрены совместные учения, обучение казахстанских военнослужащих в военных заведениях стран альянса. Что касается практической военной помощи, то тут НАТО, как организация, отодвигается на второй план, пропуская вперед своих отдельных членов, заключающих с Казахстаном двухсторонние соглашения. Как, например, США, занимающихся перевооружением казахстанской армии. В частности, при содействии Соединенных Штатов в Атырау были построены казармы для военнослужащих, на что Штаты затратили порядка 19 миллионов долларов. Неоднократно выделялись гранты на создание казахстанского флота на Каспии.
То же касается и военных баз, расположенных в регионе. Как сообщил Роберт Симонс, НАТО не имеет военных структур в Центральной Азии. Более того, и не стремится их иметь. Другое дело, что ряд государств - членов альянса заключили со странами-партнерами двухсторонние договоры.
Например, в Кыргызстане имеется американская военная база Ганси, в Таджикистане, в Душанбе базируются Военно-воздушные силы Франции. И, кстати, американцы весьма активно продолжают переговоры о создании в Казахстане своей военной базы. В начале антитеррористической операции в Афганистане речь шла о размещении сил коалиции (читай, американских сил) в Шымкенте и Луговом (военная авиация), в Караганде (американская мотопехотная бригада численностью до 5 тысяч человек), однако соглашения так и не были достигнуты. Однако отдельные страны - члены Североатлантического альянса не оставляют надежды разместить в РК свои военные базы. Разумеется, исключительно в целях борьбы с терроризмом в Афганистане.
Интересно, что заявляя себя активным борцом с наркотрафиком, НАТО не идет на контакт с антинаркотическими подразделениями азиатских интеграционных организаций, также предпочитая работать с каждым государством в отдельности. В частности, некоторое время назад с предложением совместном противодействии наркоторговле из Афганистана к Брюсселю обратилась Организация договора о коллективной безопасности. Однако штаб-квартира ответила отказом. Как заявил один из представителей НАТО (чье имя и должность не подлежит разглашению условиями проведения семинара для журналистов), “мы хотим работать с каждой конкретной страной по решению этой проблемы”. Основной причиной такого нежелания дружить организациями он назвал тот формальный факт, что одно государство региона - Туркменистан - не подключено к инициативам ОДКБ. А для альянса жизненно важно унифицированное сотрудничество с каждой страной по периметру Афганистана.
Что же касается согласованности действий стран региона в рамках ОДКБ, то, как заявил спецпредставитель НАТО в странах Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс, НАТО лишь приветствует такую политику: “НАТО считает, что ваша работа должна носить устойчивый характер. Тут никакой конкуренции нет. Ни с ОДКБ, ни с ШОС. Вам не надо выбирать: либо НАТО, либо что-то другое. Нет, вы можете участвовать в различных партнерствах для того, чтобы ваши страны развивались”.
Что же касается совместной дружбы, то, по мнению Симмонса, у НАТО и ОДКБ “цели и задачи не те же самые”. Мол, ОДКБ строит политику на сохранении прошлых военных структур. Тем не менее по отдельным моментам страны ОДКБ имеют идентичные позиции. И зачастую без одобрения одной страной другие государства не принимают одностороннего решения.
Причем этот унисон мнений распространяется не только на членов ОДКБ, но и на государства, чьи интересы совпадают с позицией главной страны постсоветского пространства. Это можно наблюдать, в частности, сейчас, во время обсуждения вопроса сухопутной транспортировки грузов из стран ЕС в Афганистан.
Сейчас все грузы для афганского правительства перевозятся воздушным путем. Стоимость перевозки одной тонны груза составляет порядка 9 тысяч долларов. Железнодорожным путем же эта сумма не превышает 300 долларов. После долгих размышлений и расчетов страны НАТО обратились к транзитным государствам с просьбой разрешить провоз по их территории невоенных грузов. В частности, речь идет о транзитном пути ЕС - Россия - Казахстан - Туркменистан - Узбекистан - Афганистан. Возможно включение в этот путь Украины и Белоруссии. Буквально на днях в Брюсселе начались переговоры с российской стороной.
Пока Москва не высказала своего концептуального одобрения. Как стало известно из брюссельских кулуарных источников, основной загвоздкой является целевое назначение грузов и их квалификация: РФ выступает против перевозки невоенных грузов, предназначенных для военных баз на территории Афганистана. Казахстан, по территории которого может пройти значительная часть железнодорожного маршрута, пока выжидает - в случае одобрения этого плана Россией Астана будет уже более лояльна к предложению Брюсселя. Такой же позиции придерживаются и другие страны региона, по территории которых планируется переброска грузов: решение их правительств будет напрямую связано с решением Москвы.
P.S. Более подробное освещение темы читайте в следующих номерах “НП”.

Брюссель - Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение