|
Юлиана Жихорь
С момента окончания холодной войны и исчезновения с карты мира главного “врага” НАТО - СССР - Североатлантический альянс вопреки ожиданиям не развалился за ненадобностью, а расширился до невероятных размеров, перестав быть только северным и только атлантическим. Глобализация трансформировала альянс, предоставив ему возможность проводить военные операции в любой точке мира, откуда может происходить угроза для членов организации. Наш регион они рассматривают не как “угрожающий”, но как тот, в котором желают видеть свое присутствие. Не военное, но политическое
|
Брюссель - цитадель НАТО |
В штаб-квартире НАТО уже стало традицией приглашать журналистов из стран Центрально-Азиатского региона, дабы объяснить им всю “глубину” миролюбивой политики альянса. С момента принятия европейской военной стратегии в конце 90-х годов, признающей НАТО не только как организацию Северо-Атлантического региона, но и как военный штаб Европейского союза, альянс получил возможность проведения военных операций в радиусе 3 тысяч километров от границ ЕС.
Изначально, как говорят в штаб-квартире НАТО, такая мера требовалась для возможного “усмирения” нестабильной Восточной Европы, вышедшей из Варшавского договора. Сейчас же под эти “3 тысячи” подпадают не только европейские страны постсоветского пространства, но и вся Центральная Азия, включая Афганистан, Иран, Ирак и их соседей.
На наше счастье, НАТО видит в бывших среднеазиатских республиках СССР не потенциальных врагов, а перспективных партнеров. Причем Казахстан оно рассматривает не только как ведущую страну региона, но и как локомотив всех центральноазиатско-натовских взаимоотношений.
Казахстан, как и все страны постсоветского пространства (за исключением Прибалтики, уже вступившей в НАТО в 2004 году), является страной-партнером НАТО. На его территории активно развивается невоенное присутствие альянса - все государства региона являются участниками программы “Партнерство во имя мира”. Казахстан стал первой страной ЦАР, подписавшей с НАТО Индивидуальный план действий партнерства, который включает в себя вопросы политического реформирования и сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, в вопросах прав человека, науки и других областях.
Как сообщил специальный представитель организации в странах Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс, первый двухлетний цикл этой программы уже заканчивается. “Мы проведем анализ-обзор, я проведу эту работу в середине апреля. И если анализ покажет успешные результаты индивидуальной программы по Казахстану, то мы запустим второй”.
Но особенно НАТО заинтересовано в укреплении сотрудничества в сфере совместной борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
В военной плоскости мы уже давно сотрудничаем. В рамках программы “Партнерство во имя мира” предусмотрены совместные учения, обучение казахстанских военнослужащих в военных заведениях стран альянса. Что касается практической военной помощи, то тут НАТО, как организация, отодвигается на второй план, пропуская вперед своих отдельных членов, заключающих с Казахстаном двухсторонние соглашения. Как, например, США, занимающихся перевооружением казахстанской армии. В частности, при содействии Соединенных Штатов в Атырау были построены казармы для военнослужащих, на что Штаты затратили порядка 19 миллионов долларов. Неоднократно выделялись гранты на создание казахстанского флота на Каспии.
То же касается и военных баз, расположенных в регионе. Как сообщил Роберт Симонс, НАТО не имеет военных структур в Центральной Азии. Более того, и не стремится их иметь. Другое дело, что ряд государств - членов альянса заключили со странами-партнерами двухсторонние договоры.
Например, в Кыргызстане имеется американская военная база Ганси, в Таджикистане, в Душанбе базируются Военно-воздушные силы Франции. И, кстати, американцы весьма активно продолжают переговоры о создании в Казахстане своей военной базы. В начале антитеррористической операции в Афганистане речь шла о размещении сил коалиции (читай, американских сил) в Шымкенте и Луговом (военная авиация), в Караганде (американская мотопехотная бригада численностью до 5 тысяч человек), однако соглашения так и не были достигнуты. Однако отдельные страны - члены Североатлантического альянса не оставляют надежды разместить в РК свои военные базы. Разумеется, исключительно в целях борьбы с терроризмом в Афганистане.
Интересно, что заявляя себя активным борцом с наркотрафиком, НАТО не идет на контакт с антинаркотическими подразделениями азиатских интеграционных организаций, также предпочитая работать с каждым государством в отдельности. В частности, некоторое время назад с предложением совместном противодействии наркоторговле из Афганистана к Брюсселю обратилась Организация договора о коллективной безопасности. Однако штаб-квартира ответила отказом. Как заявил один из представителей НАТО (чье имя и должность не подлежит разглашению условиями проведения семинара для журналистов), “мы хотим работать с каждой конкретной страной по решению этой проблемы”. Основной причиной такого нежелания дружить организациями он назвал тот формальный факт, что одно государство региона - Туркменистан - не подключено к инициативам ОДКБ. А для альянса жизненно важно унифицированное сотрудничество с каждой страной по периметру Афганистана.
Что же касается согласованности действий стран региона в рамках ОДКБ, то, как заявил спецпредставитель НАТО в странах Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс, НАТО лишь приветствует такую политику: “НАТО считает, что ваша работа должна носить устойчивый характер. Тут никакой конкуренции нет. Ни с ОДКБ, ни с ШОС. Вам не надо выбирать: либо НАТО, либо что-то другое. Нет, вы можете участвовать в различных партнерствах для того, чтобы ваши страны развивались”.
Что же касается совместной дружбы, то, по мнению Симмонса, у НАТО и ОДКБ “цели и задачи не те же самые”. Мол, ОДКБ строит политику на сохранении прошлых военных структур. Тем не менее по отдельным моментам страны ОДКБ имеют идентичные позиции. И зачастую без одобрения одной страной другие государства не принимают одностороннего решения.
Причем этот унисон мнений распространяется не только на членов ОДКБ, но и на государства, чьи интересы совпадают с позицией главной страны постсоветского пространства. Это можно наблюдать, в частности, сейчас, во время обсуждения вопроса сухопутной транспортировки грузов из стран ЕС в Афганистан.
Сейчас все грузы для афганского правительства перевозятся воздушным путем. Стоимость перевозки одной тонны груза составляет порядка 9 тысяч долларов. Железнодорожным путем же эта сумма не превышает 300 долларов. После долгих размышлений и расчетов страны НАТО обратились к транзитным государствам с просьбой разрешить провоз по их территории невоенных грузов. В частности, речь идет о транзитном пути ЕС - Россия - Казахстан - Туркменистан - Узбекистан - Афганистан. Возможно включение в этот путь Украины и Белоруссии. Буквально на днях в Брюсселе начались переговоры с российской стороной.
Пока Москва не высказала своего концептуального одобрения. Как стало известно из брюссельских кулуарных источников, основной загвоздкой является целевое назначение грузов и их квалификация: РФ выступает против перевозки невоенных грузов, предназначенных для военных баз на территории Афганистана. Казахстан, по территории которого может пройти значительная часть железнодорожного маршрута, пока выжидает - в случае одобрения этого плана Россией Астана будет уже более лояльна к предложению Брюсселя. Такой же позиции придерживаются и другие страны региона, по территории которых планируется переброска грузов: решение их правительств будет напрямую связано с решением Москвы.
P.S. Более подробное освещение темы читайте в следующих номерах “НП”.
Брюссель - Астана |