Ирина Гайкалова
На этой неделе о школьном образовании говорилось много. В частности, министр образования и науки Жансеит Туймебаев в ходе правительственного часа в парламенте изложил положение вещей со школами и детскими садами. Кажется, впервые была озвучена мысль о важности введения программы “Школьный автобус”. Хотя необходимость в ней возникла давным-давно
Более 19 тысяч детей, по данным министра, проживают на расстоянии более трех километров от школ. При этом организованный подвоз детей до школы и обратно зачастую отсутствует. А там, где он все-таки организован, нет комфорта, не соблюдаются правила безопасности. Это довольно тревожные сведения, учитывая, что травматизм стоит на одном из первых мест в причинах детской смертности в Казахстане. Министр предлагает принять программу под названием “Школьный автобус”, которая может ликвидировать в какой-то степени проблему с подвозом детей.
На наш взгляд, “автобусный” вопрос актуален как для сельских, так и для городских детей. Однако на первом месте стоит решение проблемы в сельской местности. Специальные автобусы должны быть наделены всеми необходимыми атрибутами для того, чтобы участники движения сразу же отличали их от обычного транспорта.
Опыт развитых стран может стать примером для внедрения программы. Так, программа перевозки школьников - одна их самых крупных государственных программ США. Более 440 тысяч школьных автобусов перевозят ежедневно более 24 миллионов детей от дома до школы и обратно. Объясняется такая забота двумя главными причинами - социальной и в интересах безопасности.
По статистике, в США ежегодно погибают около 800 детей, которые по дороге в школу и из школы используют не школьные автобусы, а другие виды транспорта или ходят пешком. Тогда как школьные автобусы в США имеют высочайшие показатели по безопасности перевозок среди всех секторов транспортной отрасли.
С точки зрения социальной - американцы подсчитали, что гораздо целесообразнее и экономичнее перевозить школьников к месту обучения и обратно, чем строить малые школы в местах удаленного проживания детей.
Хочется отметить, что в России, к примеру, такая программа действует уже с 2003 года. Значительная часть автобусов в рамках проекта “Школьный автобус” закупается на средства муниципальных образований и местной власти. Как будет организован этот процесс в Казахстане - пока не ясно. Но необходимость организации подвоза детей существует и решать проблему необходимо. |