|
Юлиана Жихорь
Планы по модернизации жилищно-коммунального хозяйства зиждятся на надеждах на поголовную оплату жителями всех коммунальных платежей, включая и плату за пользование общедомовыми услугами (свет в подъездах, уборка территории и т.п.). Однако практика показывает, что максимальный сбор таких обязательных платежей не превышает 70 процентов
Согласно жилищному законодательству, поставщикам услуг выдан буквально карт-бланш на борьбу с такими недобросовестными потребителями. Энергетики отключают жилье должников от электроэнергии, бывает, что отрезают и воду, пуская трубы в обход злополучной квартиры.
Компании подают и выигрывают судебные иски, после чего за дело уже берутся судебные исполнители. Однако наших граждан голыми руками не возьмешь - они не открывают двери в квартиры, а войти туда силой, дабы вытребовать положенные деньги, закон не позволяет. Равно как и списывать долги с заработной платы по аналогии с алиментами.
Причем ситуации с задолженностью и способами ее погашения одинаковы на постсоветском пространстве. В результате чего и компании, и судебные исполнители вынуждены идти на разного рода хитрости, чтобы призвать потребителей “к совести”. В России и Украине в практику вошло печатать в газетах списки тех, кто не желает добровольно оплачивать счета за пользование коммунальными услугами. Списки неплательщиков вывешивают на “досках позора”, их имущество описывают, не дожидаясь судебного решения. По ночам им звонят по телефону, предлагая погасить долг. Кроме того, в ряде стран СНГ коммунальщики начали обращаться за помощью к коллекторским агентствам. Уже зафиксированы случаи, когда под давлением коллекторов граждане меняли большую квартиру на меньшую, чтобы расплатиться с долгами.
Практику эту решили перенять и в Восточном Казахстане. Власти Усть-Каменогорска объявили информационную войну горожанам, задолжавшим КСК. Решили, что “фейсы” злостных неплательщиков, чьи долги зашкаливают за сотню тысяч тенге, разместятся на баннерах по всему городу. А заодно на этих “рекламных” фотографиях будут указаны имя, фамилия должника и место его работы.
|
Черный пиар |
Акимат дал задание комитетам местного самоуправления сформировать списки должников, работающих в бюджетной сфере. Они будут переданы руководителям государственных органов и бюджетных организаций.
Вместе с тем, в местных газетах планируется ввести специальную рубрику о деятельности КСК, в которой будут размещаться материалы о хороших и плохих кооперативах.
Столь жесткие меры решено было принять потому, что сейчас КСК и кондоминиумы ведут последние приготовления к очередному отопительному сезону: проводят ремонт крыш, подвалов и фасадов, меняют коммуникационные сети, и деньги должников сегодня были бы как никогда кстати. Тем более что, несмотря на систему ответственности перед жителями, за готовность домов к зиме председатели жилищных товариществ отчитываются напрямую перед акиматами.
В Астане подобные методы не приживаются. Столичные неплательщики подают в суды на КСК даже за то, что те вывешивают на информационных досках в подъездах фамилии должников с указанием номера квартиры и суммы долга. На один из столичных КСК - “Коктем” - жители подали иск в суд, требуя компенсации морального вреда (от подобной публикации их долгов) в размере один миллион тенге.
Проблема истребования долгов с жителей многих домов заключается в том, что разразившийся кризис существенно сдвинул сроки официальной госприемки зданий. Нередки случаи, когда граждане проживают в своих квартирах по нескольку лет до момента приемки дома и, соответственно, момента официального оформления документов на собственность жилья. Обслуживающие организации данных домов создаются жильцами самостоятельно (на общих собраниях большинством голосов) не в виде кондоминиумов (их могут создать лишь собственники квартир), а в виде общественных организаций. И отказывающиеся платить так называемые “целевые взносы” заявляют о том, что-де оплаты не будет до тех пор, пока не создадут КСК или кондоминиум. И суды в случае попытки таких ОО вытребовать законные сборы с должников на законных основаниях принимают сторону ответчиков-жильцов.
Но даже в случае выигрыша в суде взыскать суммы задолженностей, как уже было сказано выше, часто не представляется возможным - жильцы открыто отказывают судебным исполнителям. Зато зимой именно эти граждане нередко засыпают акимат жалобами, что в их квартирах холодно, в подъездах - грязно, а во дворе - темно.
Быть может, отечественным борцам за коммунальные платежи стоит-таки взять на вооружение опыт украинских коллег, которые (в случае выигрыша КСК в судах) передают информацию о задолжниках в пограничную службу, ОВИР и ГАИ. Которые в свою очередь смогут арестовать их квартиры и машины (их владелец до момента погашения долга не сможет проводить какие-либо операции с имуществом: ни продавать, ни выписывать доверенность), отказать в выдаче загранпаспорта, запретить выезд за границу. А заодно определиться - что важнее для государства: работоспособный жилой фонд или юридические тонкости оформления договоров с обслуживающими компаниями.
Астана |