|
Сергей Варшавчик, обозреватель “РИА Новости”
Ушедший в историческое небытие Советский Союз запомнился миру среди прочего не только Берлинской стеной, межконтинентальными баллистическими ракетами СС-20 и СС-18 по кличке “Сатана”, но и улыбкой Юрия Гагарина, олимпийским мишкой, а также клетчатой кепкой клоуна Олега Попова. Иных уж нет, а те далече. Хотя Олегу Константиновичу, который уже давно живет в Германии, недавно исполнилось 80 лет
Почему же именно он много лет был одним из символов СССР? Ведь помимо него были такие замечательные клоуны: Карандаш, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин с Михаилом Шуйдиным, наконец.
Думаю, что все дело в ярком образе, который когда-то нашел Попов - эдакий неунывающий малый с копной рыжих волос, в широких полосатых штанах и знаменитой клетчатой кепке. В отличие от меланхоличных Никулина и Шуйдина, грустного “клоуна с осенью в сердце” Енгибарова и слишком суетливого Карандаша наш герой явил зрителям заразительного оптимиста, радующегося любым мелочам жизни. В сказках такие качества свойственны удачливому и находчивому Ивану-дураку, сейчас это называется - положительный имидж и позитивный подход.
Надо учесть, что дебют Попова на международной цирковой арене счастливо совпал с первыми гастролями советского цирка в Западной Европе, представители которого в 1958 году триумфально посетили Великобританию, Францию и Бельгию.
Как вспоминал сам Попов, “во время наших гастролей в Лондоне в одной из газет вышла рецензия, которая называлась: “В туманном Лондоне появился солнечный клоун”. Образ оказался очень запоминающимся. Еще бы, из-за “железного занавеса”, который отгораживал страны соцлагеря от остального мира, вдруг показалась довольно веселая морда лица. К тому же исполнитель прекрасно владел такими цирковыми жанрами, как эквилибристика, акробатика, жонглирование и пародирование цирковых номеров.
Но главными в творчестве “солнечного клоуна” были эксцентричные антре, которые, что важно, зрители разных стран понимали безо всякого перевода. Достаточно, например, вспомнить одну из его лучших реприз - “Луч”, где Олег Попов, выходя на арену, пытался “приручить” луч света. Вначале он грел об него руки, а когда тот резко перемещался, оставляя клоуна в темноте, наш герой шел за ним, боязливо “гладя” рукой непокорное существо, стремясь задобрить его. В конце сценки, после того, как сверху раздавался какой-то тревожный сигнал, Попов, вздрагивая, “собирал” круг света в небольшое пятнышко и прятал его в большую хозяйственную сумку, испуганно оглядываясь по сторонам. После чего под хохот зрителей покидал манеж со светящейся сумкой в руках.
В целом, Попов предложил зрителям, в том числе и западным, другой, более лирический и светлый стиль клоунады. Как писала брюссельская газета “Уик-энд”: “Сегодня пришел клоун, который принес нам нечто новое. Он, как все клоуны, вызывает смех, но пользуется иными методами, и смех в зрительном зале другой”.
К образу “солнечного клоуна” Попов пришел далеко не сразу, начав свою цирковую карьеру как эксцентрик на проволоке. А затем в Саратовском цирке ему предложили подменить на неделю клоуна Боровкина, который сломал ребро. С тех пор он не видит себя в другом амплуа.
Знаменитая кепка тоже появилась случайно. По словам ее обладателя, он нашел ее в костюмерной “Мосфильма”. “Смотрю - лежит ничейная. Как же не взять! С тех пор я с ней не разлучаюсь, она теперь мой фирменный знак. Ведь главное для клоуна - неповторимый имидж. К сожалению, кепки тоже не вечны - я уже штук тридцать износил”, - пояснял Попов.
В отличие от того же Никулина Олег Константинович мало работал в кино, в основном играя себя самого - клоуна Олега Попова. Он предпочел сосредоточиться на цирке, однако в свое время с удовольствием участвовал в любимой советскими детьми телепрограмме “Будильник”.
Неудивительно, что всемирно известный клоун в 1981 году получил в знак признания своих заслуг почетный приз “Золотой клоун” Международного циркового фестиваля в Монте-Карло, который негласно считается главным форумом для цирковых артистов всего мира. Социалистическая же родина наградила его орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В 2004 году Попову была вручена Почетная медаль за артистизм, присужденная Международным музеем артистов в немецком городе Клостерфельде. Причем он стал первым иностранцем, получившим эту награду.
В 1991 году, когда Советский Союз распался, Олег Попов решил на родину не возвращаться. Сам он пояснял сей факт тем обстоятельством, что, будучи на гастролях в Германии, был подло “кинут” своим аргентинским импрессарио, не заплатившим ему денег и оставившим без средств к существованию. Но, как говорится, нет худа без добра. Через месяц у него появились голландские партнеры, предложившие ему новый контракт. А вскоре Попов женился на немке и вот уже много лет живет в небольшом городке под Нюрнбергом. Периодически дает представления, только местная пресса величает его уже не “солнечным клоуном”, а “веселым Хансом”.
Другие времена на дворе. |