Нина Мерзлюкина - для “РИА Новости”
Объективная особенность экономической конфигурации постсоветского пространства - очевидное доминирование России. На Российскую Федерацию приходится 72 процента совокупного регионального валового внутреннего продукта (в сопоставимых ценах).
Из этого следует различие в целях сторон при развитии регионального сотрудничества. Если для России основной интерес геоэкономический, то партнеры по СНГ преимущественно видят свой интерес в максимализации текущих выгод, получении различных субсидий и преференций при доступе на емкий российский рынок
Возможно, реальным компромиссом станет заключение договора о свободной торговле стран СНГ. Очередное заседание, посвященное его подготовке, состоялось в середине июля в Москве. Как сообщил журналистам директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития России Максим Медведков, заключить этот договор собираются государства - участники Таможенного союза (Белоруссия, Россия, Казахстан), а также Армения, Молдавия, Таджикистан, Киргизия и Украина.
Договор о зоне свободной торговли подразумевает практически полную отмену импортных пошлин. Экспортные пошлины предполагается “зафиксировать на том уровне, на котором они сейчас находятся”, цитирует “РИА Новости” слова Медведкова. Разрабатывается положение о свободе транзита товаров, будет также, как сказал чиновник, создан “наднациональный арбитраж для разрешения торговых споров по примеру ВТО”.
Надо отметить, что двусторонние соглашения о свободной торговле между Россией и странами СНГ, заключенные еще в прошлом десятилетии, - это, пожалуй, единственное реальное (и действующее) достижение в области интеграции в рамках Содружества. Они предусматривают осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений. При этом экспорт российских товаров в страны ЕвразЭС (в это объединение сейчас входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) освобождается также от обложения вывозными таможенными пошлинами, а в другие государства Содружества - не освобождается. Исключением является рассчитываемая особым образом экспортная пошлина на поставки российской нефти в Белоруссию.
Для стран, не входящих в ЕвразЭС, режим свободной торговли с Россией сейчас действует с определенными изъятиями. Список таких товаров в двусторонних соглашениях о свободной торговле может изменяться ежегодно. Наиболее часто из соглашений о торговле исключаются подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. Больше всего торговых барьеров на взаимопоставляемые товары между Россией и Украиной (в 2009 году на Украине действовали или находились в стадии рассмотрения 14 защитных (антидемпинговых) процедуры в отношении российских товаров, в России - 6 против украинских товаров).
Сегодня Евразийское экономическое сообщество представляет собой двухуровневую структуру: часть стран - Белоруссия, Казахстан и Россия, создали Таможенный союз. С 1 января этого года ТС начал функционировать, в июле вступил в действие общий Таможенный кодекс. К началу 2012 года ожидается создание единого экономического пространства трех государств, включая формирование общего энергетического и единого транспортного пространства.
Это главное изменение в экономической регионализации постсоветского пространства за последние годы. Другие страны ЕвразЭС - Киргизия и Таджикистан - сотрудничают с “таможенной тройкой” и по мере достижения готовности могут подключиться к ТС в качестве полноправных либо ассоциированных членов.
По мнению экспертов российского Института современного развития, жизнеспособность формируемого ТС во многом будет определяться решением двух принципиальных задач: реальной интеграцией на микроуровне с вовлечением в этот процесс максимально широкого круга хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий; а также значительным оживлением и развитием хозяйственных связей между двумя полюсами ТС - Белоруссией и Казахстаном. Сейчас более половины товарооборота между двумя этими странами приходится всего на 4 товарные группы, причем импорт Белоруссии составляет лишь 1 процент от общего импорта Казахстана. Актуальная задача для участников ТС - создать интеграционные стимулы по линии Белоруссия - Казахстан через разработку специальных механизмов содействия хозяйственным связям двух государств при активной роли России.
Что же касается подготовки Договора о зоне свободной торговли стран СНГ, то, по данным Минэкономразвития РФ, следующее заседание рабочей группы состоится 8-9 сентября этого года в Москве. Вполне возможно, что к этому времени Азербайджан и Узбекистан, которые в настоящее время участвуют в переговорах лишь в качестве наблюдателей, решат присоединиться к странам ТС, Таджикистану, Киргизии, Армении, Молдавии и Украине. 10 сентября на встрече министров экономики стран СНГ планируется рассмотреть проект договора. |