|
Юлиана Жихорь, Наталия Цой
Об интеграции людей с ограниченными возможностями в общество говорится долго и много. Делается, правда, значительно меньше. Но в столице обещают - скоро все изменится
Недавно в Астане появилась специальная служба такси для инвалидов - пять микроавтобусов марки “Фольксваген” оборудованы для инвалидов-колясочников. В машинах установлены гидроподъемники, позволяющие поднять коляску в салон.
По словам главы РОО “Казахстанская конфедерация инвалидов” Жанат Омарбековой, служба “Инватакси” будет бесплатной: “Работает диспетчер, и инвалидам достаточно позвонить и заказать такси”. Правда, подобное такси не будет отличаться быстротой - заказ нужно делать минимум за сутки.
Оплату услуг нового транспорта взял на себя городской акимат, заложив на эти цели порядка 11,5 миллиона тенге. На этом, собственно, роль акимата в помощи инвалидам закончилась - четыре из пяти новых авто передал городу частный благотворительный фонд “Саби”.
Это не первый спецтранспорт в Астане. Несколько лет назад столичная мэрия уже рапортовала о покупке двух автобусов, оборудованных гидроподъемниками. Однако судьба данных автобусов до настоящего момента покрыта мраком тайны - ни на одном из городских маршрутов они так и не появились. Возможно, они используются лишь в качестве средства перевозки колясочников в особых случаях, да по спецзаказам некоторых НПО, но 435 столичным колясочникам от этого не легче. (Всего в Астане проживают свыше 15,2 тысячи инвалидов.)
К слову, даже если бы такие автобусы вышли в рейс, то обнажили бы другую сторону “заботы” градоначальства о людях, которых активно пытаются “интегрировать” в здоровое общество - ни одна из имеющихся в городе остановок не оборудована пандусами для съезда колясок с тротуара на проезжую часть.
Еще одной важной проблемой является обеспечение свободного доступа людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата к точкам сферы обслуживания. Большинство магазинов Астаны уже оборудовало пандусы для въезда колясок. (Правда, часть из них такой крутизны, что сравнима с американскими горками. По ним не то что подняться невозможно, вниз съезжать страшно.) Однако пороги многих магазинов в буквальном смысле слова не пускают коляски внутрь. Да и проходы между стеллажами с товарами в большинстве из них именно проходы - проехать там на колясках невозможно без угрозы зацепить какую-нибудь из полок.
Аналогичная ситуация по кафе и ресторанам - пандусы помогают добраться колясочникам лишь до входа в помещение, далее сплошные препятствия: пороги, лестницы, узкие проходы. Даже специальных туалетов для людей с ограниченными возможностями в столичных ресторанах - раз-два и обчелся. (Включая даже очень престижные и дорогие рестораны.)
Тем не менее во многих пунктах сферы обслуживания на видном месте вывешены выдержки из законов, защищающих права инвалидов: мол, пропускайте их вперед, не нарушая их права. А в городском акимате уверяют, что-де, согласно разработанной специальной программе, уже через пять лет в городе будут созданы все условия для нормального жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями.
|
Мы о них заботимся - в отчетах, лозунгах, призывах.
А им нужна забота реальная, надежная, как руки друга |
В Алматы недавно также запущен автобусный маршрут для людей с ограниченными возможностями. Специально оборудованный транспорт каждые выходные объезжает достопримечательности южной столицы, а его пассажиры открывают для себя свой родной город.
К сожалению, инициаторы проекта располагают средствами пока только для 8 экскурсионных поездок, еще осталось всего на три. Сегодня прилагаются все усилия для того, чтобы эти автобусы ходили регулярно и в будущем.
Несмотря на то, что проект действительно заслуживает внимания и самых высоких похвал, не все инвалиды поверили в его реальность и отказались воспользоваться этой уникальной возможностью. “Среди тех, кого мы обзванивали и приглашали на экскурсии, были и те, кто отказывался, - говорит координатор проекта Алма Раисова. - По моему личному мнению, это происходило потому, что люди устали верить в какие-то перемены. Некоторые из них уже не раз обращались в государственные органы, к предпринимателям, все безуспешно, не получили ни одного положительного ответа.
Неудивительно, что они опускают руки. А ведь у многих из них инвалидность не врожденная, а приобретенная. Тут самое страшное то, что никто из нас не застрахован от такой судьбы”.
Их недоверие объяснить просто. Внимание к людям с ограниченными возможностями - не самая сильная сторона наших государственных органов. Может, поэтому на всякий случай они уже ничему и никому не верят.
Тут к месту будет вспомнить прошлогоднюю ситуацию с открытием целого автопарка с такси для инвалидов. Это должны были быть автомобили, оборудованные специальными подъемниками для максимального удобства людей с ограниченными возможностями. Напомним, что стоимость первой партии составила почти миллион долларов.
“В скором времени любой инвалид один раз в неделю сможет бесплатно воспользоваться такси”, - радовался тогда глава Алматинского общества инвалидов Али Аманбаева. Сегодня целый автопарк инвалидных такси простаивает - у городских властей нет денег на их обслуживание.
Не помогла и устная договоренность с акиматом, который обещал выделять средства на обслуживание этих не совсем обыкновенных такси. Оказалось, чиновники не предусмотрели, что “благие намерения и обещания” могут обойтись так дорого - на содержание двадцати такси для инвалидов нужно 150 миллионов тенге в год.
А вот у акиматов Кызылординской области и Астаны деньги на обслуживание почему-то имеются. Они уже прислали письма в алматинский парк такси для инвалидов с просьбой отдать машины.
Кстати, сейчас в Алматы осталось только четырнадцать машин, шесть ушли в другие регионы. Так что теперь в Караганде, Костанае и Атырау люди с ограниченными возможностями уже ездят на такси, а вот алматинским инвалидам, а их около 1000 человек, остается только довольствоваться знанием, что в их родном городе есть специально оборудованный транспорт, который так и будет занимать свое бесполезное место на стоянке.
Что же касается проекта “Жол ашар!”, то и его судьба вызывает сомнение. Мало того, никого не удивит тот факт, что эта акция так и останется одноразовой. Ведь городские власти и на этот раз “оказались на высоте”, снова пообещав - теперь в рамках “Дорожной карты” - выделить некоторую сумму на оплату труда водителей и гидов.
Какова будет эта сумма и когда она поступит, покажет время. А пока те, кто не может покинуть свой дом без посторонней помощи, набираются впечатлений от необыкновенных и интересных поездок по городу с запасом на будущее. |