|
Постой, паровоз
Я считаю, что “народные” поезда по маршруту “Алматы - Астана” не нужно улучшать. Не нужен сервис и новые вагоны. На том колорите, который наблюдается сейчас, мы можем заработать кучу денег - демонстрировать его иностранцам, к примеру...
Как водится, билетов на испанский поезд не было... Точнее, они были, но для тех, кто приобретал их обходными путями - с помощью “жучков”. Решено было ехать в обычном, так сказать, купе стандартного поезда.
Первое впечатление - невероятная духота, при этом все окна запечатаны и не открываются. Как оказалось, кондиционеры включаются только тогда, когда поезд разгонится и наберет приличную скорость, а это далеко за городом. Пришлось терпеть.
Второе - пыльные старенькие дорожки, лежащие почему-то лицевой стороной на полу, который тоже не очень чист. Сделано это для сохранения внешнего вида дорожки, хотя сомнительно, что он таким образом - от соприкоснования с грязным полом - улучшится. Не остается сомнений, что дорожку если и дезинфицируют, то раз в пятилетку.
Между тем за окном раскинулся занимательный пейзаж - что-то вроде палаточного городка. Самодельные “домики” из клеенки и палок, матрасы, на веревках сушатся тряпки, рядом импровизированный очаг - котелки на распорках. Тут явно готовят еду и живут постоянно. Лагерь был пуст. Оно и понятно, скорее всего, его разбили строители-гастарбайтеры, которые днем работают, а “домой” возвращаются только вечером.
К слову, туристические экскурсии в бразильские трущобы - фавелы - существуют уже почти двадцать лет. За пару десятков долларов вы сможете не только побродить по району 2 часа в сопровождении гида, но и заглянуть в лачугу и понаблюдать за жизнью местного населения, которое не сидит без дела и все время что-то мастерит. Учитывая полное отсутствие доступного для большинства казахстанцев жилья в южной столице (в том числе арендного), палаточные городки на задворках Алматы будут только множиться.
Но это лирическое отступление. Вернемся в наш поезд, на станции Чу (правильнее сказать - Шу), в который втащили огромный баул - нечто из обвязанных веревкой одеял. Гигантский узел был втащен в купе и помещен по центру так, что пройти куда-то еще становилось невозможным. Оказалось, “левый” груз разрешил втащить за 2000 тенге проводник. Что там было - неизвестно, хотя женщина, которой принадлежал баул, утверждала, что там древний горшок, который нашли, когда копали землю. И теперь она везет его в музей в Астану для идентификации.
Вообще, создается впечатление, что на нашей железной дороге сделали все, чтобы человек не мог без нервов сдать багаж: свободных мест в багажном отделении никогда нет, а если и есть, то пассажир замучается собирать бумажки и бегать от одного служащего вокзала к другому, чтобы сдать в багаж свою многострадальную коробку. Согласитесь, какое раздолье для проводников, жаждущих получить к зарплате дополнительный доход.
Вторым “коронным номером” проводников стало затаскивание огромного телевизора и заталкивание его в потайной отсек на потолке тамбура. Проводники кряхтели и пытались закрыть дверцу, телевизор заталкиваться не желал и под своей тяжестью дверцу распахивал. Страшно представить, что могло бы случиться, если бы хлипкая дверца выпала под тяжестью запрятанной за ней техники кому-нибудь из пассажиров на голову. Через полчаса бесплодных попыток проводники, видать, задумались о том же и перетащили телевизор к себе в купе.
Отдельным “колоритом” для зарубежных гостей Казахстана может стать сама станция Чу. Это удивительно, но пассажиры поезда кинулись покупать неизвестно кем и из чего жаренные пирожки, полурастаявшее мороженое, жареную рыбу. Продавцы ссорились друг с другом из-за клиентов, толкались и приставали с просьбой что-нибудь купить. Здесь же, на земле, были разложены запасы провианта на продажу.
Невозможно не упомянуть и канализационную систему поезда. Несмотря на то, что он курсирует между двумя столицами, туалеты остаются на уровне девятнадцатого века. И если сами вагоны 1988 года выпуска еще более-менее держатся под натиском времени и современных технологий, то наши туалеты дарят “дикую романтику”.
На полу промокшая насквозь драная тряпка, металлический унитаз глаз своим видом не радует, в рукомойнике плавают чужие волосы, на полочке - обмылок, туалетная бумага то есть, то нет. Запах в районе ближайших к туалету трех купе стоит соответствующий. И это в то время, когда все современные поезда уважающих себя и пассажиров перевозчиков оборудованы замкнутой системой типа “биотуалет”.
В общем, в программу знакомства иностранных туристов с местными достопримечательностями в обязательном порядке нужно будет включить поездку на наших поездах. И не “гламурных”, а обычных. Самолет не надо - это неинтересно. Пару раз прокатится гость в поезде по маршруту “Алматы - Астана” и обратно, впечатлений надолго хватит. |