|
Куат Домбай
Телевидение в Казахстане
По некоторым официальным данным, количество спутниковых тарелок в стране более 1 миллиона. В подавляющем большинстве они установлены в сельских домах и пригородах, где нет кабельных сетей, а предложение в два-три официальных эфирных казахстанских канала не устраивает запросы сельских телезрителей.
Эти семьи за последние 10-15 лет свободно приобретали дешевые китайские спутниковые приставки за 10-15 тысяч тенге, в основном (около 95 процентов от общего числа тарелок) настроенных на российские спутники. Данные спутниковые приставки предлагают более 60 каналов свободного доступа... из них около 40 российские информационные и развлекательные каналы, есть украинские, западные и даже туркменские и среди них... практически нет казахстанских телеканалов.
Иными словами, если учесть, что каждая семья (причем сельская, которая традиционно более многочисленна, чем городская) насчитывает более 4 человек, то получается, что, по меньшей мере, 4-4,5 миллиона казахстанцев (более четверти общего населения страны или более половины сельских жителей Казахстана) не смотрят отечественное телевидение.
Это еще не все. Согласно официальной статистике, половина населения страны (около 8 миллионов) проживает в больших и малых городах, но ситуация также не выглядит радужной. В настоящий момент в стране насчитывается около полумиллиона подключений к кабельным сетям (или 40 процентов от возможного покрытия), предлагающим качественные и самые разнообразные (преимущественно российские) каналы. Количество пользователей услуг кабельного телевидения в стране составляет около 2 миллионов.
По коммерческим прогнозам, кабельные сети охватят в течение следующих трех-четырех лет 80 процентов городского населения, а это около 6 миллионов человек.
Не перегружая статистикой читателей колонки (не для того существуют колумнисты), скажу просто - по меньшей мере, 6-8 миллионов казахстанцев (или более 60 процентов от общего населения) не смотрят отечественное телевидение уже сейчас. Через три года данная цифра вырастет до 10-12 миллионов. Вычтем отсюда детей, социально неактивное население и пр., то вывод простой - все прогрессивное, трудоспособное, социально и экономически значимое население Казахстана находится под массированным влиянием российского информационного поля.
Есть ли в России информационная политика и пропаганда - вопрос, имеющий однозначный ответ. Насколько это отвечает интересам Казахстана и заинтересовано ли оно в самостоятельном владении своим информационным полем и, самое главное, как оно видит решение ситуации - вопрос открытый, сложный и для меня не имеющий ответа.
Оставляя в стороне политические аспекты и риски бесконтрольности информационного поля, отмечу два экономических фактора. Казахстанское телевидение в силу того, что оно действует в рамках Закона о языках и вещает на казахском и русском, финансово и кадрово обескровлено падением рекламного рынка, не может производить качественный и конкурентоспособный телевизионный контент в объемах, необходимых для удовлетворения казахстанского телезрителя (возможно, за исключением отечественного музыкального канала ХИТ ТВ, да и тот вынужден конкурировать с 5-6 российскими и западными музканалами).
Отсутствие априори равных с российскими телеканалами стартовых позиций будет вынуждать рекламодателей в течение следующего десятилетия уходить на российские каналы, тем больше ухудшая положение отечественных телеканалов (производство телепрограмм и клипов в Казахстане и России примерно одинаково, а количество зрителей ниже... причем получается, что казахстанские каналы смотрят не 16 миллионов, а 3-4 миллиона сейчас. Через 3-5 лет с расширением покрытия кабельных сетей, внедрением IP-(Интернет)-телевидения казахстанские каналы будут смотреть всего 2 миллиона, те, кто владеет только государственным языком).
В итоге вопрос обеспечения уникального для Казахстана информационного пространства упирается прежде всего в вопрос распространенности казахского языка, где, к сожалению, существуют отрицательные тенденции; необходимости протекционизма и поддержки правительством казахстанских частных телеканалов, находящихся под прессингом российских конкурентов, спутниковых тарелок, кабельных операторов и бурно развивающегося интернет-телевидения.
Кстати, касательно политики кабельных операторов в Казахстане, то один яркий пример - ключевые игроки на рынке начали взимать бешеные деньги с казахстанских телеканалов за их присутствие в Сети. При этом российским каналам они платят сами. Единственный национальный музыкальный канал ХИТ ТВ отказался от таких кабальных и, мягко говоря, непатриотических условий, и второй крупнейший в стране кабельный оператор “Айкон ТВ” выключил его из Сети. Более 100 000 казахстанских семей остались без казахстанской музыки... и это только начало... печали. |