ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Вода - наставница красноречья Исследования

Юлиана Жихорь из Астаны
Самая затяжная социальная программа власти - “Питьевые воды”, похоже, грозит перерасти в вечную. Смысл восьмилетней деятельности правительства по ее реализации очень ярко охарактеризовал вице-министр Минэкономразвития Куандык Бишимбаев, сообщивший, что ранее “данная программа была ориентирована не на конечный результат, а на процесс”. А потому до конца-края сего процесса обеспечения казахстанцев чистой питьевой водой потребуется еще минимум лет десять

Заседание правительства, посвященное итогам восьми лет реализации программы “Питьевые воды” и расходованию 2,3 миллиарда долларов США, затянулось на три часа. За это время выяснилось, что за прошедшее время всего 5 процентов населения получило доступ к центральному водоснабжению (41 процент против 36 в 2002 году).
В общем, делают вывод в правительстве, “несмотря на определенный прогресс, в сельской местности сегодня все еще имеются серьезные проблемы с обеспечением водой населения”: в стране 3849 сельских населенных пунктов не обеспечены качественной и доступной водой. По словам Бишимбаева, в ходе реализации программы (а скорее, после анализа восьмилетней траты денег) был выявлен целый ряд существенных недостатков: отсутствие системного подхода в процессе реализации проектов; отсутствие должного взаимодействия центральных и местных исполнительных органов; несогласованность проектов, реализуемых за счет республиканского и местных бюджетов; неэффективное использование выделенных средств; реализация в первую очередь дорогих и заведомо не перспективных проектов; низкое качество проектно-изыскательских работ; низкое качество эксплуатации водопроводных систем. А во многих регионах подача воды осуществляется несколько часов в сутки.
В общем, как было сказано выше, реализация всей дорогостоящей программы напоминала лишь активно-хаотичное топтание на месте: движение ради траты денег, но не ради собственно воды.
К слову, все эти годы вода лилась и во взаимоотношениях парламента и правительства: первые - требовали, вторые - обещали. И делали деньги на воде.
alt
Хрустальная вода из деревенской колонки
Отдать же прибыльный бизнес - водоснабжение - в частные руки государство не торопилось: сначала заявляли, что-де потребуется повышение тарифов для населения, затем - что вода - стратегический объект, не подлежащий передаче в частные руки. В общем, отговорки всегда звучали солидно - не подкопаешься. Однако нынче в Кабмине расписываются в собственной бесхозяйственности, снимая шапку перед частным бизнесом, которому таки удалось “войти в воду”: “Проанализировав показатели деятельности государственных и частных водоканалов, выяснилось, что в государственных показатели по охвату приборами учета воды и потерям воды заметно хуже, чем в частных. Подробно был изучен опыт города Шымкента, где городской водоканал был поэтапно приватизирован и по сей день эффективно работает без необходимости бюджетных вливаний”.
В общем, посмотрев бюджетную эффективность и реальный “выхлоп” от двух с лишним миллиардов долларов, Минэкономразвития не придумал ничего лучшего, как разработать новую программу еще на 10 лет. С, как обещают, новыми подходами “для полномасштабного обеспечения питьевой водой населения республики”. Главное новшество будет заключаться в задаче “отойти от бездумного строительства и определить приоритетность”. А в приоритете в новом десятилетии будет передача объектов водоснабжения в частные руки: “Максимальная реализация проектов в водоснабжении по форме государственно-частного партнерства: доверительное управление, частичное акционирование, концессия, и т.д.”. В нынешнем понимании правительства, именно это является наиболее перспективным направлением решения проблем с питьевой водой в городах и населенных пунктах.
В качестве пилотных проектов на основе ГЧП в водоснабжении будут определены городские водоканалы в центральном, северном, восточном и западном регионах.
Правда, внедрение ГЧП потребует решения ряда системных задач. Например, проработки “индикативного уровня тарифа “на воду” до заключения с инвестором договора концессии”. То есть сумма тарифа должна будет включать в себя в том числе и инвестпотоки на строительство новых сетей.
Смысл данного индикативного тарифа будет заключаться еще и в его долгосрочной неизменности. В правительстве считают, что необходимо дифференцировать тарифы на среднесрочный (от года до пяти лет) и долгосрочный (более пяти лет) для, с одной стороны, удобства населения, с другой - для удобства расчета инвестпрограмм частного сектора.
Помимо этого предлагается ввести дифференцирование тарифов по группам потребителей и в зависимости от объемов потребления, “что позволит при незначительном изменении тарифов для населения привлечь дополнительный доход для реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, и провести дополнительные объемы ремонтных работ”.
При этом перед частным сектором сразу ставится задача сделать то, на что государство безрезультатно потратило миллиарды, - установить всем приборы учета и найти рациональные решения для внедрения водосберегающих технологий.
Другим подходом программы станет создание системы при строительстве новых объектов водоснабжения. Для этого, как считают в Кабмине, в первую очередь надо выяснить, где и сколько (и за сколько) требуется объектов. После чего сформировать Единый перечень проектов водоснабжения по сельским населенным пунктам, не обеспеченным питьевой водой. И уж затем переходить на “системную основу строительства объектов водоснабжения в городах и сельских населенных пунктах”. При этом системность будет базироваться на ряде критериев: для села - в зависимости от народонаселения, для городов - от уровня аварийности объектов водоснабжения и доступа к централизованному водоснабжению.
До 2020 года на реализацию новой программы решено потратить 810 миллионов тенге бюджетных средств (по 90 миллионов ежегодно, из которых 60 миллионов будут выделяться из республиканского бюджета и 30 - из местных).
В правительстве вновь пообещали, что вот на сей-то раз точно вода поступит в каждый дом. Правда, не будем забывать того факта, что аналогичные заявления звучали и 8 лет назад...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение