ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Один в поле воин Исследования

Алан Байтенов из Алматы
Камень - особый материал, именно ему мы обязаны знаниями о древнейшей и древней истории в гораздо большей степени, чем изделиям из металла или летописным свиткам. Прочность камня вошла в пословицы и сказки, которыми мы “укутаны” с раннего детства. Недаром именно с камнем в руках человечество начало отсчет истории культуры.
О таинственных письменах на стелах, которые расположены на территории заставы Чаган-обо, обследованных нашей экспедицией в рамках государственной программы “Культурное наследие”, мы говорили не раз. Однако этим наши находки не исчерпываются. Кочевники, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях и постоянных военных походах, выбрали каменные изваяния как наиболее эффектную и долговечную форму для увековечения подвигов своих героев

Степи и предгорья Казахстана украшены скульптурой древних тюрков - изображениями воинов с лихо закрученными усами, держащими в правой руке чашу со священным напитком, а левой - опирающихся на закрепленный на поясе кинжал.
Одной из “визитных карточек” ранних кочевников Южной Сибири (начало I тысячелетия до н.э.) являются так называемые оленные камни, возведенные более чем за тысячу лет до древнетюркских скульптур. В отличие от последних эти четырехгранные стелы изображали воинов в схематическом виде, черты лица не проработаны, а показаны тремя горизонтальными линиями (брови - глаза - рот).
Руки и ноги также не прорабатывались, но выбивалось оружие (кинжал-акинак, боевой топор-клевец, лук) и обязательно знаки воинского отличия или обереги, хранившие их обладателей от колдовства и оберегавшие во время битв. Обычно это ожерелье и височные подвески (серьги): в древности и в средние века серьги были неотъемлемым атрибутом мужчины-воина. “Оленными” же эти стелы называются потому, что на них изображались расположенные друг над другом олени (возможно, так показывали татуировку или вышивку на одежде).
alt
Оленные камни характерны для Южной Сибири, на территории Казахстана (в основном ближе к Алтаю) они хоть и встречаются, но чрезвычайно редко. Каждый такой памятник у археологов, как говорится, на вес золота. Именно два таких памятника наша экспедиция обнаружила в местности Караоба, перед заставой имени Кондюрина. Местность недаром получила свое название, здесь находится большое курганное поле, состоящее из нескольких цепочек курганов; некоторые из них огромные - более ста метров в диаметре, наверняка скрывают останки великих вождей сакского времени (середина I тысячелетия до н.э.). Однако две стелы, о которых идет речь, были поставлены, предположительно, еще раньше - за несколько столетий до курганов. Как правило, в переходный период между эпохой бронзы и железным веком больших курганов еще не возводили. Судя по сибирским аналогам, стелам в Караоба сейчас должно быть почти три тысячи лет, то есть они ненамного младше имеющих мировую известность скульптурных изображений Тутанхамона и Нефертити...
Первая стела выполнена из серого гранита. Она имеет четыре скругленные грани. Высота ее примерно 2 метра 41 сантиметр от уровня земли. В свое время была установлена с восточной стороны от небольшого кургана (диаметр - 9 метров). Восточная, узкая грань стелы - лицевая. На ней, в верхней ее части, изображено лицо воина в виде трех параллельных линий, на этой же высоте на боковых гранях нанесены окружности - височные подвески (серьги), а чуть ниже цепочкой округлых ямок - ожерелье. Круговым углублением показан пояс с изображенной с восточной стороны подвеской в виде двух петель, а над поясом - изображение кабана, вероятно, тотем, то есть мифический предок похороненного здесь вождя. Такое сочетание декоративных элементов встречается впервые. Характерной чертой этого изображения является то, что кабан стоит как бы “на цыпочках” (на “пуантах”), а это стилистически очень ранний признак, что еще раз подтверждает предложенную нами датировку. Сегодня в результате грабительских раскопок стела сильно накренилась.
alt
Вторая стела выполнена из серовато-розового гранита. Квадратная в сечении, она выходит из земли лишь на 80 сантиметров (лежит на левом боку). Таким образом, видны лишь часть правой стороны и немного - “затылок”. Однако по этому фрагменту можно прочитать замысел древнего скульптора - углубленной канавкой прочерчен круг височной подвески (диаметр - 13 см), а изящное ожерелье нанесено в виде овальных, соединенных между собой лунок, опоясывающих стелу. Весьма необычным является и еще один элемент - схематическое изображение плеча.
Характерной чертой обеих стел является скошенная к затылку верхняя часть, вероятно, символически переданный заостренный головной убор, свойственный для сакских воинов.
К сожалению, памятники эти разграблены, возможно, еще в древности. Однако сегодня важно сохранить то, что осталось - восстановить их вертикальное положение. Дело в том, что каменные изваяния, выполненные из твердых пород камня и хорошо обработанные, часто вывозятся и используются в хозяйственных целях. Охрана их в качестве ценного культурного наследия - наша задача.
alt
Весьма плодотворной оказалась работа на территории заставы Хабарасу. Там обследован очень интересный природный феномен Уштас (или Уйтас): скала в виде трезубца, венчающая одну из горных вершин. По всей вероятности, эта вершина была почитаема древними тюрками, которые вообще поклонялись горным вершинам, а тем более такой формы, напоминающей “трехрогую” корону древнетюркского божества Умай. Это подтверждается и множеством расположенных там небольших курганов, характерных для древнетюркского времени. Чуть поодаль от вершины оказалась целая галерея наскальных рисунков, сильно поврежденных временем. На одном из них изображен древнетюркский всадник.
Найденными памятниками отнюдь не исчерпывается культурное наследие приграничных районов Восточного Казахстана. Так, по предварительным данным, на плоскогорье горы Кожур находится каменный столб высотой три-четыре метра. Вероятно, он был установлен как дорожный знак для торговых караванов. Каменные стелы есть и в долине ручья Манжур-булак (Орталасты). Ждут своих исследователей и старинные казахские деревянные мавзолеи в долине реки Аккаба и петроглифы в месте слияния этой реки с рекой Каракаба (упоминавшиеся краеведом Адриановым, побывавшим там ровно сто лет назад, в 1910 г.), и курганы горы Ушкурмынкер... Но это тема следующей экспедиции.
alt

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение