Юлиана Жихорь из Астаны
Вчера в юридически завершенную фазу вступило функционирование нового экономического образования на территории СНГ - Таможенного союза. Однако наличие политической воли и общего Таможенного кодекса с приложенным к нему Единым таможенным тарифом не означает решения всех проблемных вопросов. Множество недомолвок, двусторонних проблем остаются нерешенными. Например, вопросы транспортировки товаров, произведенных в странах ТС, через территории государств-партнеров на внешние границы союза
Для Казахстана, позиционирующего себя транзитным государством по пути из Европы в Азию (особенно в Китай), эти вопросы являются весьма актуальными. Наши зерно, нефть, металлы и многие другие товары идут на экспорт не только в приграничные к нам страны Центральной Азии и Китай, но и в государства Европы. И вынуждены проходить по территории Российской Федерации, которая в последнее время избрала странный способ наказания некоторых своих соседей чрезмерным завышением транспортных тарифов.
Проблема эта существует не первый год. В Астане, периодически рассуждая о масштабах владения богатствами таблицы Менделеева, печально вздыхают о дороговизне транспортировки до ближайшего моря, значительно снижающей конкурентоспособность казахстанских товаров.
Астана не раз сама пыталась найти свое место на море - были планы по покупке терминалов в порту Поти (Грузия), к которым для удобства планировалось построить даже специальный участок железной дороги. Однако экономический кризис в мире и политический в Грузии отодвинул эти планы на далекое будущее.
Последние годы Казахстан активно сотрудничает с прибалтийскими странами, как перевалочной базой для казахстанских товаров в страны Европы и из других стран - в Казахстан. Наиболее выгодным с этой точки зрения является Таллиннский порт, считающийся самым крупным и самым глубоководным в Балтийском море (Таллиннский порт включает в себя несколько портов, самым крупным из которых считается Мууга, специализирующийся на перевозке транзитных грузов). До прошлого года Казахстан перевозил через Таллинн неплохие объемы грузов - до миллиона тонн.
Однако история с Бронзовым солдатом существенно сказалась на транзитной привлекательности Эстонии - Москва “задрала” железнодорожные тарифы на транспортировку грузов к эстонской границе, оставив незыблемыми тарифы на Латвию и Литву.
|
Трудности перевоза |
Это, разумеется, повлияло и на объем казахстанских товаров, идущих к Балтийскому морю. По сравнению с 2008 годом спад составил около 630 тысяч тонн грузов. Всего в общем объеме грузов, проходящих через Таллиннский порт (транспортируемых эстонскими железными дорогами), казахстанская доля составляет порядка 7 процентов. (Правда, как заявляют в Министерстве экономики и коммуникаций Эстонии, чьи представители частенько появляются на переговорах с казахстанской стороной в Астане, не исключено, что объем казахстанских товаров гораздо выше. Поскольку значительная часть из них поступает не напрямую от компаний РК, а от российских, украинских и европейских посредников.)
Заместитель министра Иеро Пяргмяе считает, что у Казахстана и Эстонии есть возможности наладить прямое, без посредников, транспортное сообщение.
В прошлом году премьер-министр Эстонии Андрус Ансип предложил Астане стать стратегическим партнером Таллиннского порта. Порт готов инвестировать и построить для Республики Казахстан терминалы для перевалки нефтепродуктов, угля, металла и зерна с условием создания СЭЗ. Этакий Торговый центр - площадку, куда смогли бы приходить казахстанские грузы и где могла бы вестись прямая торговля с зарубежными покупателями. “Этот центр мы готовы построить сами и передать в управление казахстанским коллегам в управление на 50 лет (на основе договора концессии. - “НП”), - заявил вице-министр экономики и коммуникаций. - С учетом того, что на территории всего порта Мууга действует свободная таможенная зона, казахстанские товары могли бы выгодно продаваться”.
Это весьма выгодное предложение для Казахстана, поскольку наличие такой площадки позволит республике выходить со своим товаром на европейские рынки без посредников. Финляндия уже заявила о готовности покупать казахстанские товары в данном центре.
Сейчас Эстония может предоставить для Казахстана зерновой терминал (объем 300 тысяч тонн с годовым оборотом до 5 миллионов тонн). С учетом гигантского остатка урожая прошлого года и неплохих прогнозов на урожай нынешнего для Астаны это весьма выгодное предложение. Тем более что Эстония готова предложить свои услуги и в транспортировке зерна. Председатель правления Эстонских железных дорог (AS Eesti Raudtee) Кайдо Симмерманн сообщил, что его компания может по запросу казахстанской стороны предоставить весь свой грузовой парк для перевозки товаров до Таллинна, исключая тем самым перспективы ожидания высвобождения российских и украинских вагонов для перевозки зерна (в Казахстане ежегодно наблюдается их дефицит).
В настоящее время Астана ведет активные переговоры с Таллинном на предмет активизации использования балтийских портов. Пока, как говорят и в Астане, и в Эстонии, главная цель созданной в прошлом году межправительственной комиссии - достичь уровня докризисных оборотов товара.
Однако с мертвой точки дело может сдвинуться лишь после многосторонних переговоров с РФ на предмет уровня транспортных тарифов. |