ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Деньги на ветер перемен Исследования

Фарида Галиева из Алматы
Сильнейший государственный кризис в Кыргызстане (который не без основания называют иногда катастрофой) бросает вызов политикам не только этой страны, но и соседних государств. Что делать в этой ситуации Казахстану, России, Узбекистану, Таджикистану? Оставаться в стороне невозможно: когда гибнут люди, разгорается межэтнический конфликт, идет волна откровенного, циничного насилия, это просто не по-человечески. Кроме того, есть и партнерские обязательства, ведь Кыргызстан является членом всех интеграционных объединений на постсоветском пространстве.
Но, желая помочь, можно вызвать огонь на себя и оказаться крайним.

Такая дилемма
Тем не менее, совершенно ясно, что о военной помощи Казахстану нечего и думать. Да, мы союзники в рамках ОДКБ, и сейчас, наверное, можно говорить, что безопасности (да что там, самому существованию) киргизского государства есть прямая и явная угроза. В этой ситуации помощь вооруженных международных миротворцев здесь действительно может потребоваться, о чем, собственно, временное правительство уже во всеуслышание и заявило.
При этом в отличие от некоторых других соседей - в частности, Узбекистана и Таджикистана - отношения Казахстана и Кыргызстана не омрачены приграничными межэтническими конфликтами. Собственно, такой долгоиграющей напряженностью на юге Кыргызстана и воспользовались те, кто спровоцировал июньские погромы в Оше и Джалал-Абаде.
Хорошо ведь известно, что нынешняя резня - отнюдь не первая в истории между тамошними киргизами и узбеками. “Благодарить” же за все это приходится советскую власть с ее специфичной национальной политикой, в 1924-25 годах весьма произвольно размежевавшей так называемый Туркестан на пять до того неслыханных государственных образований (в результате чего и возникла советская Средняя Азия).
И больше всех пострадала знаменитая Ферганская долина, которую “нарезали” аж на 5 областей: Ферганскую, Наманганскую и Андижанскую области Узбекистана, Согдийскую область Таджикистана и Ошскую область Кыргызстана. Именно последняя и оказалась самой проблемной, в ней очутились сразу два крупных узбекских анклава: Сох и Шахимардан. С тех пор здесь периодически вспыхивают межнациональные конфликты, крупнейший из которых случился перед распадом СССР и справиться с которым смогли лишь с помощью регулярных войск.
Казахстан, повторимся, счастливо избежал подобной судьбы (его границу с Кыргызстаном не резали столь по-живому), и потому в отличие от того же Узбекистана участие его миротворцев смотрелось бы вполне бескорыстно. И однако, убеждены, идти на такой шаг ни в коем случае не следует. В первую очередь, потому, что наша страна позиционирует себя как переговорщик, имеет уже какую-то репутацию в этом плане, и прямое участие ее граждан с оружием в руках в каком бы то ни было конфликте (пусть и из самых благородных побуждений) враз эту репутацию уничтожит.
Кроме того, посылать своих солдат куда бы то ни было (и опять-таки, руководствуясь сколь угодно благими помыслами) - шаг для имиджа страны однозначно убийственный: виноватым окажешься в любом случае. Позволить себе это могут разве что империи, которым плевать на мировое общественное мнение.
Конечно, кроме подобных геополитических рассуждений, есть еще договорные обязательства. Страны ОДКБ, куда входит и Казахстан, просто обязаны помочь своему попавшему в беду союзнику - уничтожить, в частности, поднявшие голову криминальные группировки, с которыми не может самостоятельно справиться государственная киргизская власть.
Возможно, это и был бы выход: ввод в полыхающую мятежом страну объединенного миротворческого контингента (войск России и Центральноазиатских республик). Тем более, что Генсек ОДКБ Бордюжа заявил, что военный союз “располагает необходимыми возможностями для действия в таких ситуациях, имея Коллективные силы оперативного реагирования и коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона”, которые, заметим, для таких ситуаций и создавались.
Илья Варламов, Эхо Москвы
Узбекистан и Таджикистан оказались втянутыми в конфликт
Об этом, кстати, заявил и экс-премьер Кыргызстана Феликс Кулов. Он, в частности, утверждает, что устав Организации договора о коллективной безопасности, членом которой является Кыргызстан, позволяет принять меры для прекращения кровопролития. “К данному случаю применение миротворческих сил подходит стопроцентно... В случае возникновения угрозы безопасности и суверенитета государств-участников принимаются меры для устранения возникшей угрозы. Считаю, что угроза как региональному миру, так и безопасности нашего государства существует”, - сказал Кулов.
Проблема, однако, в том, что в последние дни ОДКБ как организация показала свою неповоротливость, если не сказать сильнее. Не станем повторять вслед за иными из экспертов о полном параличе миротворческой роли СНГ, но ситуация, если откровенно, к тому близка: нет даже официального заявления глав МИДов стран Содружества, хотя события напрямую затрагивают вопросы безопасности постсоветского пространства.
Впрочем, ни заявления, ни экстренные совещания ничего, по большому счету, не решают. Требуется политическая воля, прямо претворяющаяся в определенные действия, а как раз этого мы не наблюдаем. ОДКБ, получается, не выдержала проверки Кыргызстаном. Но это уже другая тема...
Что делать Казахстану - вот в чем вопрос. Если военная помощь в сложившихся условиях неблагоразумна, то остается лишь помощь экономическая, гуманитарная. Собственно, это и является предметом всех последних инициатив Казахстана будь то в рамках ШОС, ОБСЕ или СВМДА.
Вот только, если честно, есть серьезное подозрение, что она канет в никуда. Как, впрочем, и всякая другая гуманитарная помощь. Так сказать, деньги на ветер перемен... А тут еще и желание помогать постоянно уменьшается в связи с, мягко говоря, странными заявлениями киргизских властей. Например, относительно экспроприации казахстанских пансионатов на Иссык-Куле. Возникает даже соблазн именно их и отдать охваченному социальными вихрями соседу в качестве материальной помощи: все равно, если и не заберут их даже, сгорят дотла в революционном огне.

Узбекистан и Таджикистан оказались непосредственно втянуты в конфликт. С момента начала трагических событий, по данным Международного Комитета Красного Креста, Узбекистан принял более 100 тысяч беженцев, которые разместились в 40 лагерях, а также на фабриках, в школах и у родственников в Узбекистане. Большинство из них - женщины и дети. Власти опасаются, что на территорию Узбекистана проникнут вооруженные люди, которые могут спровоцировать беспорядки.
Узбекская оппозиция активно использует ситуацию - к примеру, партия “Бирлик” призывает к прямому вводу узбекских войск на юг Кыргызстана для защиты узбекского национального меньшинства. Негативные последствия такого шага очевидны. Правда, по сообщению ряда западных СМИ, состоялся телефонный разговор между временным главой Кыргызстана Розой Отунбаевой и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Отунбаева получила твердые заверения узбекского лидера в том, что ни один узбекский солдат не пересечет границу Кыргызстана.
В конфликт оказался вовлечен и Таджикистан. Комендант Джалал-Абадской области и первый заместитель главы Государственной службы национальной безопасности Кыргызстана Кубатбек Байболов заявил, что к беспорядкам в республике причастны специально подготовленные группы граждан Таджикистана. По словам Байболова, “в разных местах появляются затемненные машины и одинаково расстреливают представителей обоих этносов”. “Это специально подготовленные группы граждан Таджикистана, оказавшиеся по воле судьбы без средств к существованию”, - добавил первый зам. главы ГСНБ (АКИpress). Это заявление вызвало бурю негодования в Душанбе. “Кыргызстан должен предоставить доказательства участия граждан Таджикистана в событиях в Оше или же должен извиниться”. Об этом 16 июня на заседании парламента Таджикистана заявил председатель Государственного комитета национальной безопасности республики Хайриддин Абдурахимов. Таджикистан, переживший в 90-е годы собственную кровопролитную гражданскую войну, наблюдает за событиями в Кыргызстане с нескрываемой тревогой.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение