|
“НП” продолжает публикацию материалов российских экспертов, предоставленных РИА “Новости”. Сегодня о том, что делать России в связи с ситуацией в Киргизии и нужно ли ей вводить войска, рассуждает Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ Государственной думы
События на юге Киргизии вновь поставили вопрос о роли России в Центральной Азии. Временное правительство призвало к прямому вводу российских войск в зону конфликта для прекращения этнического противоборства. “Ситуация переходит через край, нам нужен ввод других военных сил, чтобы купировать ситуацию. В этой связи мы обратились за помощью к России”, - заявила председатель ВП Роза Отунбаева на прошлой неделе. Также настоятельное пожелание о прямом военном вмешательстве России высказали представители узбекских неправительственных организаций Киргизии.
Вспоминали опыт июня 1990 года, когда для прекращения массовых беспорядков и разъединения узбеков и киргизов были переброшены части ВДВ и ВВ из других союзных республик, что позволило тогда быстро стабилизировать ситуацию в Ошской области Киргизии. Однако, как представляется, то, что было возможно в рамках единого СССР, сейчас будет воспринято по-другому. Российским миротворцам придется применять оружие для разоружения как узбекских, так и киргизских боевиков, представителей криминальных группировок, что неизбежно приведет к жертвам с обеих сторон. Прямое участие российских войск будет воспринято как попытка вооруженного вмешательства “с целью восстановления имперского влияния России в Центральной Азии” и может вызвать неконтролируемый рост экстремистских настроений. В таких условиях вся озлобленность и агрессия могут быть перенесены на российских миротворцев. А русскоязычная община Киргизии станет заложницей сложившейся ситуации, что тоже не может не учитываться Москвой самым серьезным образом.
С другой стороны, отсутствие сильной государственной власти в Киргизии неизбежно приведет к усилению наркотрафика в Россию и Европу. Есть опасность превращения киргизского юга в некий “второй Афганистан”, что будет иметь катастрофические последствия для всей ЦА. Сейчас рано говорить о наличии исламистского следа в последних событиях, но иностранные наблюдатели отмечают активную роль внешних сил в конфликте. Серьезные беспорядки в Киргизии, по-видимому, были подготовлены заранее, как сказал Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй. Представитель комиссара Руперт Колвилл заявил в Женеве: “У нас есть убедительные свидетельства того, что эти события не были спонтанными межэтническими столкновениями”.
Как показывает практика, радикальные исламистские организации имеют крайне высокую мобильность и пользуются любым осложнением ситуации.
Так какие шаги должна предпринять Россия для стабилизации ситуации в Киргизии и в рамках каких международных организаций? Возможно, для обеспечения стабильности на юге Киргизии ОДКБ стоит вернуться в ближайшее время к плану создания на территории Ошской области миротворческой базы. В свое время это предложение было заблокировано Узбекистаном, однако при сложившейся ситуации вряд ли Ислам Каримов сейчас будет возражать против постоянного присутствия миротворческих сил организации в столь взрывоопасном регионе.
Кроме того, аналитики отмечают практически полное совпадение позиций России, США и Китая по ситуации в Киргизии. Помощник госсекретаря Филипп Кроули провел пресс-конференцию, на которой сообщил, что США проводят консультации с Россией по ситуации в Киргизии и готовы предоставить помощь республике. По его словам, Вашингтон планирует участвовать в урегулировании ситуации в этой стране только в рамках международных организаций. При этом Кроули не исключил, что Бишкеку будет предоставлена значительная сумма денег. Возможность дестабилизации в Центральной Азии, которая выступает в качестве базы обеспечения военных сил НАТО в Афганистане, явно в Вашингтоне вызывает тревогу.
После восстановления относительного порядка на юге Киргизии неизбежно встанет вопрос об оказании массированной экономической помощи Бишкеку. К общей неблагоприятной картине южного региона, страдающего от перенаселенности и тотальной безработицы, добавились откровенно гуманитарные проблемы. Массированная гуманитарная помощь может снять вопрос голода, однако остаются огромные сомнения в ее целевом использовании.
Возможно, выходом будет введение по решению СБ ООН элементов внешнего управления расходованием международной экономической помощи в Киргизии. Без решения кричащих экономических и социальных проблем страна будет обречена на повторение трагических событий.
Надо отметить, что Россия имеет успешный опыт посредничества в ЦА. Именно при определяющей роли РФ с активным подключением в качестве посредников Узбекистана и Ирана удалось прекратить длительную гражданскую войну в Таджикистане и перейти к политике национального примирения.
Узбекистан и Таджикистан оказались непосредственно втянуты в конфликт. С момента начала трагических событий, по данным Международного Комитета Красного Креста, Узбекистан принял более 100 тысяч беженцев, которые разместились в 40 лагерях, а также на фабриках, в школах и у родственников в Узбекистане. Большинство из них - женщины и дети. Власти опасаются, что на территорию Узбекистана проникнут вооруженные люди, которые могут спровоцировать беспорядки.
Узбекская оппозиция активно использует ситуацию - к примеру, партия “Бирлик” призывает к прямому вводу узбекских войск на юг Кыргызстана для защиты узбекского национального меньшинства. Негативные последствия такого шага очевидны. Правда, по сообщению ряда западных СМИ, состоялся телефонный разговор между временным главой Кыргызстана Розой Отунбаевой и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Отунбаева получила твердые заверения узбекского лидера в том, что ни один узбекский солдат не пересечет границу Кыргызстана.
В конфликт оказался вовлечен и Таджикистан. Комендант Джалал-Абадской области и первый заместитель главы Государственной службы национальной безопасности Кыргызстана Кубатбек Байболов заявил, что к беспорядкам в республике причастны специально подготовленные группы граждан Таджикистана. По словам Байболова, “в разных местах появляются затемненные машины и одинаково расстреливают представителей обоих этносов”. “Это специально подготовленные группы граждан Таджикистана, оказавшиеся по воле судьбы без средств к существованию”, - добавил первый зам. главы ГСНБ (АКИpress). Это заявление вызвало бурю негодования в Душанбе. “Кыргызстан должен предоставить доказательства участия граждан Таджикистана в событиях в Оше или же должен извиниться”. Об этом 16 июня на заседании парламента Таджикистана заявил председатель Государственного комитета национальной безопасности республики Хайриддин Абдурахимов. Таджикистан, переживший в 90-е годы собственную кровопролитную гражданскую войну, наблюдает за событиями в Кыргызстане с нескрываемой тревогой. |