|
Алла Иванилова из Астаны
На прошлой неделе чиновники заявили о завершении посевной кампании. В целом Минсельхоз рассчитывает на неплохой урожай зерновых в этом году, однако конкретные цифры не называет. При этом на элеваторах и у крестьян остается еще 9 миллионов тонн прошлогоднего зерна
Посевные работы в республике закончились, и теперь фермеры надеются на осадки, поскольку засушливая погода, которая стоит вот уже несколько недель, может все испортить. А сил и средств было потрачено немало. На проведение весенне-полевых работ национальному холдингу “КазАгро” было выделено 86,1 миллиарда тенге. Пшеница была засеяна на площади 14,2 миллиона гектаров, что на 81 тысячу гектаров меньше, чем в прошлом году. Применялись кондиционные семена, причем 82 процента - первого и второго классов.
Однако перед началом весенне-полевых работ крестьяне некоторых регионов считали, что им нет никакого смысла пахать и сеять, поскольку в закромах оставалось большое количество прошлогоднего урожая. Так, в Акмолинской области из более чем пяти миллионов тонн собранного зерна было реализовано всего 20 процентов. Крестьяне опасались, что если посеют, то нынешний урожай, как и прошлогодний, никто не купит. В итоге чиновники и фермеры сошлись на том, что в этом году сеять зерна надо меньше.
В стране по сей день остается немало зерна прошлогоднего урожая. По данным Минсельхоза, на элеваторах остаток составляет 6,2 миллиона тонн и 2,8 миллиона тонн - у сельхозпроизводителей. При этом ровно половина - 110 из 220 лицензируемых элеваторов - уже сейчас загружены более чем на 30 процентов.
Какой урожай Казахстан соберет в этом году, пока неизвестно. В Министерстве сельского хозяйства прогнозы пока не делают. Единственное, в чем там уверены, что урожай зерновых будет на уровне “среднегодовых” показателей. Согласно статистике, средняя урожайность в последние годы составляла порядка 10 центнеров с гектара, или около 15 миллионов тонн.
По “прогнозам”, первого вице-министра Умирзака Шукеева, урожай будет выше среднего. “10 дней была высокая температура, но в последние три дня ситуация выправилась, идут дожди. Если такая погода простоит еще какое-то время, то я могу с большой долей вероятности сказать, что урожай будет выше среднего - это 10-11 центнеров с гектара”, - констатировал Шукеев.
|
Крестьян не оставляет тревога за будущий хлеб |
Встает вопрос: куда деть новую пшеницу, если в стране еще 9 миллионов тонн прошлогоднего зерна и половина элеваторов занята? Вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев успокаивает: “Сейчас мы уже умнее, чем в прошлом году, мы знаем ситуацию, можем ее прогнозировать. И все это время мы сложа руки не сидели. Строятся новые мощности для хранения, формируется инфраструктура экспорта”.
Государственные мужи положительно оценивают завершающийся маркетинговый год 2009/10. Более 7,8 миллиона тонн уже экспортировано в виде зерна и муки, и есть еще один месяц до подведения итогов. Самое рекордное количество зерна и муки - почти миллион тонн - было экспортировано в мае.
До нового урожая Казахстан планирует довести экспорт до 11 миллионов тонн зерна. “Думаю, что еще около 2-3 миллионов тонн мы вывезем до нового урожая”, - считает первый вице-премьер Умирзак Шукеев.
Вот только позволят ли это сделать наши транспортные возможности? Ведь до конца маркетингового года остался всего лишь месяц.
Сегодня тенденция мировых рынков такова, что повышения цен на зерно ждать не приходится: в мире увеличивается производство зерна на фоне сокращения спроса.
Другой выход - строительство дополнительных элеваторов. На текущий год запланировано строительство 15 новых элеваторов общей мощностью 390 тысяч тонн за счет средств национального управляющего холдинга “КазАгро”, которому для поддержки сельхозпроизводителей по приоритетным направлениям выделено 9 миллиардов тенге. Однако очевидно, что это капля в море и проблемы не решит.
Большие надежды государственные мужи возлагают на расширение географии экспорта. В частности, проводятся переговоры с Кореей, куда зерно планируется транспортировать через Китай. Корея готова закупать у нас несколько миллионов тонн. Ставка делается и на предстоящее открытие зернового терминала в иранском порту Амирабаде. Но пока это все как вилами по воде. Нет конкретных контрактов и договоренностей.
И хотя чиновники стали “умнее, чем в прошлом году”, знают ситуацию и могут прогнозировать, ощущение тревоги не покидает крестьян. Они боятся, что их труды и несколько миллионов тонн зерна пропадут зря. Завтрашний хлеб так и останется гнить на полях ввиду своей невостребованности.
Казахстан уже не в первый раз сталкивается с проблемой лишнего зерна. С учетом сегодняшней тенденции мировых рынков, когда предложение превышает спрос, было бы логично развивать зерноперерабатывающую отрасль. По экспорту муки мы уже являемся лидером. Доля казахстанской муки на мировом рынке более 14 процентов. Она весьма конкурентоспособна, поскольку характеризуется высоким качеством, в частности, белкового комплекса. К слову, каждая пятая узбекская и каждая вторая таджикская лепешка выпечены из казахстанской муки.
Наша страна на сегодняшний день в состоянии обеспечить высококачественной мукой не только внутренний, но и внешний рынок. В сравнении с 2003 годом экспорт муки в 2007 году увеличился в три раза.
Учитывая достижения и имеющийся потенциал республики, необходимо идти дальше и продвигать на мировые рынки казахстанский бренд макаронных изделий. Доля импорта макаронных изделий в Казахстане до сих пор достаточно высока и составляет 16 процентов, где значительную часть занимает продукция российских производителей. Участие представителей передовых мукомольных предприятий и государственных структур позволит решить этот вопрос.
Сегодня отечественные макароны реализуются преимущественно на рынках стран СНГ и не представлены или малоизвестны в Европе и Азии. Их брендинг может способствовать увеличению объемов продаж на традиционных рынках и освоению новых рынков сбыта. В связи с образованием Таможенного союза перед Казахстаном открываются большие перспективы. В первую очередь, это рынок в 170 миллионов человек и свободная ниша в сфере глубокой переработки (макароны, глютен, крахмал).
“Накормить” весь мир наша республика могла бы печеньем и другой выпечкой. Сегодня на отечественных прилавках большое разнообразие подобной продукции и, к сожалению, в основном зарубежных производителей, причем порой сделанной из нашей же муки. |