|
Алан Байтенов
Как известно, отечественный спутник KazSat “ушел” в неизвестном направлении в ноябре 2008 года. Однако его призрак терзает “Казкосмос” и сегодня - оказывается, до сих пор не получена страховка за этот высокотехнологичный аппарат. Тем самым Казахстан не может забрать “свое” вот уже полтора года
Конец 2008 года. Спутник из-за проблем, что возникли с бортовой системой управления, больше не слушается команд с земли. Позже специалисты укажут - не годен даже в качестве учебного пособия. Списали все тогда на Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.Ф. Хруничева - мол, не у них надо было заказывать.
Пошумели и забыли, а позже приняли решение о запуске нового аппарата. В то же время выяснилось, что тот, первый, сегодня хоть и космический мусор, но все еще стоит денег. В частности, тех, что предназначены государству в качестве компенсации по страховому договору. (Известно, что примерная стоимость спутника составляет 65 миллионов долларов (при этом, уверяют в “Казкосмосе”, он успел “отбить” 18 миллионов долларов). После чего было принято решение ждать страховку.
Для того чтобы разъяснить эту ситуацию и получить информацию из первоисточника, мы связались с заместителем главы “Казкосмоса” Еркином Шаймагамбетовым. Как оказалось, сегодня вопрос на особом контроле (по сути, государственной важности), отчего официальные лица сохраняют режим молчания в эфире: “Когда получим страховку, тогда все подробно расскажем. Вообще по этому вопросу никаких комментариев не даем. После того как процесс получения страховки завершится, будет подготовлено официальное сообщение. По конкретным срокам тоже не можем говорить, но надеемся, что в этом году, примерно ближе к осени, уже можно будет что-то сказать. В то же время запуск второго спутника запланирован на декабрь этого года”.
Не захотели идти на контакт, точнее, указали, что это им категорически запрещено и в страховой компании “Алатау”, где и был застрахован первый спутник. “До окончательного урегулирования отношений по страховому случаю, связанному с KazSat, мы не имеем права разглашать сведения взаимоотношений со страхователем и сведения, которые были получены от перестраховщиков. Все будет опубликовано через официальные средства массовой информации. Сами понимаете, случай специфичный”, - комментирует заместитель председателя правления Нурлан Елубаев.
Совершенно верно, случай интересный, особенно если учесть стоимость спутника. Как нам стало известно из разговора с представителем “Алатау”, компания работает на рынке страховых услуг “почти 5 лет”. Тем самым, на момент гибели KazSat компания работала на рынке всего 3 года, а на момент страхования - еще меньше...
Что же секретного в этом вопросе, нам так и не удалось выяснить. Так, в качестве версии: возможно, сегодня компания пытается доказать отсутствие страхового случая, а государство старается не выносить на публику то, что кто-то из специалистов не прочитал какой-либо из тех пунктов страхового договора, “что написан мелким шрифтом”. Но это, повторимся, только версия. В то же время нам удалось узнать, что на начальном этапе работы у KazSat был другой страховой партнер. А именно “Русский страховой центр” (РСЦ), который страховал космический аппарат на этапах производства, транспортировки на космодром, на этапах предстартовой подготовки, вывода на орбиту и в течение первых 3 месяцев работы спутника. Им повезло, KazSat погиб немного позже. И все-таки - как бы сложилась ситуация вокруг получения страховки, если бы в деле участвовала зарубежная компания, специализирующаяся на страховании космических аппаратов? Как известно, РСЦ тесно сотрудничает с ГКНПЦ имени М.В. Хруничева именно в этом направлении. |