|
Константин Маскаев из Алматы
Мы живем на сломе эпох, когда прошедшее проверку временем подчас объявляют отжившим и предлагают нечто аналогичное по функции, но совершенно иное по природе. Это можно было бы отнести лишь к модным тенденциям, если бы не масштабы и, что важно, - последствия наступления на привычные вещи. Не так давно “модный приговор” вынесли обычным лампам накаливания
Озабоченные болезненной страстью к ресурсосбережению Европа, Россия и вслед за ними Казахстан навязывают населению просто революционное преобразование в области бытового, промышленного и общественного освещения. Существующие лампы накаливания должны быть ускоренно заменены новыми устройствами - энергосберегающими лампами. Даже давно и широко распространенные люминесцентные лампы проигрывают перед новым словом науки в сфере создания источников света!
Правда, у всех этих ламп есть очень существенный недостаток, о котором почему-то не принято говорить. В лампах применяется парообразная ртуть, которая при попадании в организм вызывает не всегда заметное сразу, но неизменно тяжелое отравление внутренних органов. Удар приходится аккурат в область печени, почек, нервной системы и желудочно-кишечного тракта.
Разбивая колбу лампы, мы выпускаем в воздух этого коварного “джина” - пары ртути, 3-5 миллиграммов. Если лампа разбивается в помещении, ртути в воздухе в течение нескольких часов будет в 160 раз больше предельной нормы. “Борьба с лампами” в условиях улицы не улучшает картины. Смеси паров ртути с водой образовывают токсичную метилртуть. Органические соединения ртути (метилртуть, диэтилртуть) еще более токсичны, чем пары, поскольку имеют более высокую способность проникновения в организм.
Эта проблема характерна не только для бытовых энергосберегающих ламп, но и для обычных ламп дневного света. Но современная беда состоит вот в чем: до недавнего времени люминесцентные лампы очень мало применялись в быту. В основном их использовали на предприятиях, в конторах, то есть под контролем некоего ответственного лица. Смеем надеяться, этот человек знал об опасном содержимом ламп и в случае замены просто так в помойку их не выбрасывал.
Теперь нас настойчиво подталкивают к отказу от ламп накаливания в пользу ртутьсодержащих ламп. Играют, кстати, на весьма эфемерной экономии. Дескать, эти лампы в десятки раз долговечнее и к тому же при равном эффекте требуют в разы меньше электричества. Но при этом почему-то старательно обходят тему ртути внутри.
|
Расставьте приоритеты |
Оно и понятно: инфраструктуры, которая бы взялась за сбор и переработку ламп дневного света и энергосберегающих ламп, попросту нет. Население же подчас ни сном, ни духом относительно опасного содержимого ламп. А от одной разрушенной лампы вроде бы смерть не наступит. Да и граждан у нас этим особо не напугаешь: лишь бы лампа разбилась не в квартире. А в мусоропроводе или контейнере - это уже головная боль санврачей. Потому одни о проблеме не знают, а другие о ней просто помалкивают. Тут все гармонично и удобно. Отработанные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором и, в самом лучшем случае, попадают на полигоны твердых бытовых отходов. В худшем - пары ртути травят подъезды и места сбора мусора жилмассивов.
Травить себя ртутью в обмен на весьма условную выгоду - это дико и безумно. Сберегая энергию, мы закладываем под свою жизнь долгоиграющую экологическую бомбу. Экономим на мелочах, а потом оплачиваем счета в аптеках и клиниках.
Данных исследований этого вопроса в Казахстане найти не удается. Известно лишь, что общее количество ртути, загрязняющей объекты окружающей среды в пределах областных центров, составляет более 1,5 тонны в год. Но эта цифра вскоре безнадежно устареет: массированная пропаганда энергосберегающих ламп вызывает рост продаж, что только усугубляет проблему. Проблему, которая и начинается с прилавка. Продавцы не информируют потребителей об опасности ртутных ламп, о местах и способах их утилизации. Дилерские сети, продающие такие лампы, также не занимаются их приемкой и передачей на утилизацию.
Министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов говорит, что решать проблему в Казахстане нужно по-особому. Города расположены на большом расстоянии. Даже в Алматы не перерабатывают лампы. Значит, надо все собрать и отвезти в какое-то место, где эту ртуть будут утилизировать. Необходимо наладить хотя бы пассивный сбор ламп. Для них должен быть отдельный контейнер, поясняет министр. “По ртути в Казахстане большие проблемы - это проблемы Иртыша, это проблемы в Павлодаре, проблемы Нуры. И теперь еще во всем Казахстане будут энергосберегающие лампы”, - напоминает Н. Ашимов. В таких условиях, считает министр, лучше использовать старые привычные вольфрамовые лампы.
Интересно, что наличие проблемы предполагает и появление соответствующего рынка услуг - по сбору и утилизации ламп. Кроме того, что проблему можно решать с помощью государственных дотаций в экологию, отработанные лампы и сами по себе - довольно привлекательный для переработки продукт. В устройство лампы входит электронный блок, который может быть выгодным для утилизации или реставрации. Умельцы в Интернете уже расписали, что из немногих компонентов блока выходит из строя прежде всего и каким образом можно оживить лампу. Пластик, колба и цоколь - также ценное сырье. Но реально действующих частных лавочек обнаружить не удалось.
Необходимо признать, что общество не готово бесплатно, а тем более за собственные деньги, решать экологические проблемы. Проще выбросить лампу в мусорное ведро, чем аккуратно утилизировать в специальном контейнере (которых просто нет) или доплачивать за приемку специальной фирме. В такой ситуации единственный реальный выход - финансово заинтересовать людей. Пустые бутылки, металлолом и картон сдают в переработку именно потому, что за них платят. Значит, экологическую угрозу нужно “выкупать”, причем дороже, чем пустые бутылки. |