Юлиана Жихорь из Астаны
Первый международный инвестиционный форум “Астана-инвест” стал своеобразной площадкой, на которой не только расписывалась инвестиционная привлекательность столицы, но и предлагались конкретные проекты. Зазывали частный капитал во все сферы, в том числе и в социально-значимые
Проблема нехватки детских садов в Астане стоит не первый год. По словам начальника управления образования столицы Асимы Бимендиной, на начало текущего года дефицит мест в детских садах составляет 28 тысяч, очередность -34 150. Своими силами город ликвидировать этот дефицит оказался не в состоянии (несмотря на красочно расписанную структуру городских доходов, средств в бюджете хватает лишь на текущие затраты).
От безысходности, а заодно и при полной поддержке президента, призвавшего в Послании строить детсады на основе механизмов государственно-частного партнерства, акимат презентовал пять проектов, которые город готов отдать на реализацию частникам. Это и пара детских садов (включая спецдетсад логопедического направления), и пара школ для одаренных детей, и центр дополнительного образования (то, что раньше называлось “домом пионеров”).
Ориентировочная стоимость этих проектов - порядка трех миллиардов тенге (по 550-650 миллионов на каждый).
Насколько следует из докладов представителей акимата, бизнес просят не только построить данные детские сады и школы, но и самостоятельно обучать в них детей. Бимендина достаточно подробно описала схему возмещения инвестиционных затрат бизнеса путем размещения в построенных ими объектах государственного заказа. (Причем, как было заявлено, при комплектовании контингента детей по государственному образовательному заказу рабочая группа будет руководствоваться списком очередности). Так, на 2010 год размер максимальной платы за содержание детей по государственному образовательному заказу установлен в 35 000 тенге. Из них государственная плата на этот год составляет 11 896 тенге; родительские взносы на одного ребенка в месяц - 23 104 тенге. Исходя из расчета - один детский сад на 240 детей - ориентировочные расходы на содержание в год составят 84 миллиона тенге. Следовательно, инвестзатраты бизнеса окупятся не ранее, чем через 7,7 года.
Насколько такая схема будет коррелировать с намерениями бизнеса быстро “отбить” инвестиции и получить свою маржу, а также с образовательной системой Казахстана - пока не известно. Сегодня социально-значимые услуги - образование и здравоохранение - оказываются под достаточно жестким государственным контролем. Образование должно вестись по определенным Минобразования программам. Сможет ли частник обеспечить должный уровень подготовки детей к школе, а то и требуемое школьное образование?
И еще один нюанс: что будет со всем этими проектами после того, как бизнесу будут компенсированы его инвестзатраты: перейдут ли они в собственность государства или останутся на балансе у частника? И будет ли государство, во втором случае, продолжать обеспечивать государственный заказ?
Об этом в докладе у начальника управления образования нет ни слова. Равно, как и у начальника управления здравоохранения Астаны, который также предлагает построить массу больниц по схеме государственно-частного партнерства.
Сегодня в городе с почти 700-тысячным населением, по мнению акимата, остро не хватает больниц и поликлиник. Точнее, их строительство необходимо в рамках реализации проекта по созданию в Астане медицинского кластера (инициированного президентом Казахстана). Нурсултан Назарбаев уже однажды раскритиковал процесс реализации его поручения: мол, настроили больниц, а работать в них некому. Да и койко-мест в городе явно больше требуемого.
Тем не менее, запущенный процесс создания “больничного города” уже не остановить. Сейчас в Астане 34 медицинские организации. Строятся еще семь. На инвестфоруме акимат предложил инвесторам проекты еще 12 больничных комплексов общей стоимостью свыше 226 миллионов долларов.
Учитывая, что медицинский госзаказ будет составляться, видимо, по той же схеме, что и образовательный: часть - из госбюджета, часть - из кармана больного, эти учреждения вряд ли смогут в полной мере обеспечивать граждан бесплатными услугами. И значит, велика вероятность того, что в запланированных к строительству инфекционной больнице, студенческой поликлинике и противотуберкулезном диспансере лечение будет стоить немалых средств. |