|
Мария Селиванова РИА “Новости” из Москвы специально для “НП”
В пятницу, 21 мая, в Санкт-Петербурге на заседании высшего органа Таможенного союза премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана приняли решения по основным параметрам межправительственных соглашений и ряду статей общего Таможенного кодекса. Подписание этих документов позволит Таможенному союзу трех стран стать реальностью
При введении единого таможенного тарифа импортные пошлины в России изменятся незначительно. Примерно по 80 процентам товарных позиций (из 9,3 тысячи, применяемых в России) ставки останутся прежними. Предполагается, что единый тариф сохранит действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, хотя действующие пошлины на эти товары в Казахстане и Белоруссии ниже российских.
Только теперь Россия столкнется с проблемами, уже “опробированными” в Казахстане.
Снизится адвалорная ставка (в процентах от стоимости) на ввозимую одежду, но одновременно вырастет специфическая составляющая (фиксированная в валюте), что, по мнению правительства, позволит защитить российскую легкую промышленность от дешевого китайского и турецкого импорта. В результате дешевая одежда немного подорожает, а одежда средней стоимости и выше подешевеет.
Ожидаются и глобальные выгоды для стран в рамках Таможенного союза. Смягчение таможенной политики должно привести к росту экономик всех трех государств. “Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 миллиардов долларов”, - говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках. “Совокупные резервы нефти трех наших стран - 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов”, - считает он. Кроме того, на Россию, Белоруссию и Казахстан приходится 17 процентов мирового экспорта пшеницы. Спикер российской Госдумы Борис Грызлов заметил, что создание Таможенного союза может принести экономикам стран-участниц по 15 процентов ВВП к 2015 году.
|
Что “везет” нам ТС? |
Что изменится
для граждан?
Как создание Таможенного союза повлияет на жизнь граждан трех государств? Во многом это будет зависеть от формулировок в документах, которые пока проходят стадию межправительственного согласования. Как рассказал начальник Главного управления организации таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов, на границе граждане государств Таможенного союза должны будут проходить таможенные и паспортные процедуры в обычном режиме.
Но что такое обычный режим? Поскольку Россия и Белоруссия строят союзное государство, то жителям этих стран при пересечении границ друг друга вообще не требуется проходить паспортный и таможенный контроль. При пересечении же границы Казахстана россиянами и белорусами нужно будет пройти паспортный контроль и (выборочно) таможенный контроль. Жестко будет контролировать - даже внутри Таможенного союза - перемещение товаров так называемого двойного назначения, то есть радиационных материалов, опасных веществ, оружия.
Готовится к подписанию договор об унификации принципов уголовной и административной ответственности в таможенной сфере. Это значит, что за совершение “таможенного” правонарушения штрафы и (если правонарушение является уголовным преступлением) тюремные сроки будут одинаковыми на территории России, Белоруссии и Казахстана. В документе будут прописаны обязательства по обмену преступниками: например, россиянина, совершившего таможенное преступление на территории любой страны союза, накажут в России. Также таможенники будут обмениваться материалами дел и вещественными доказательствами.
По всей видимости, тарифные изменения на ввоз автомобилей коснутся не только тех граждан, которые лишь планируют импортировать машины, но и покупателей подержанных автомобилей, уже бегающих по дорогам стран Таможенного союза. С 1 января 2010 года в России, Белоруссии и Казахстане действуют единые таможенные ставки при ввозе автомобилей юридическими лицами. Для машин, ввозимых в эти государства физлицами для личного пользования, ставки отличаются, причем в Белоруссии они ощутимо ниже: от 0,35 до 0,7 евро за 1 куб. см объема двигателя против российских 2,5 - 5,8 евро за пятилетнее авто. К примеру, растаможка Audi A6 2003 года выпуска с двигателем 3 литра обходится в Белоруссии в 1800 евро против 12 тысяч евро в России - подсчитала газета “Ведомости”.
Это может привести к тому, что белорусы будут ввозить в свою страну импортные автомобили по действующим в стране пониженным пошлинам, а потом перепродавать их в России и получать дополнительные прибыли от продажи своих авто в Россию и Казахстан за счет разницы в пошлинах. По данным ГТК Белоруссии, в первом квартале 2010 года физическими лицами было ввезено почти вдвое больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года: 43,7 тысячи против 22 тысяч.
Пока страны не могут договориться о едином размере автопошлины: каждая настаивает на распространении своих ставок на все государства ТС. В частности, российские дилеры и чиновники опасаются, что с появлением единого таможенного пространства в страну хлынут дешевые старые иномарки из Белоруссии. Поэтому, как рассказал Дмитрий Некрасов, ФТС предлагает применять временный режим ввоза иномарок, импортированных в Белоруссию до 1 июля 2010 года. То есть платить за ввоз такого авто из Белоруссии в Россию не придется, но при его продаже в России владелец должен будет заплатить разницу в таможенных платежах. Сейчас это предложение обсуждается правительством РФ. И если оно будет принято, то у россиян не будет шанса сэкономить при покупке машины у белорусского продавца. |