ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Принцип миротворца Исследования

Константин Маскаев из Алматы
Помните слова одной подзабытой сегодня песни, что от тайги до британских морей Красная армия всех сильней? Почти полвека эта могущественная сила не на словах, а на деле доказывала это утверждение. Время и вызовы были совершенно другими. Страны так называемого соцлагеря находились в явном и скрытом противостоянии с потенциальным врагом - капиталистическим миром. И вплоть до развала СССР внешняя безопасность обеспечивалась коллективными усилиями стран Варшавского договора и единым военным потенциалом Советского Союза.
Обретя независимость, Казахстану пришлось создавать и собственную армию. Но к этому времени изменился миропорядок. Произошла коррекция вызовов времени. Казахстан выбрал свой, совершенно особенный путь взаимодействия с окружающим миром, и в соответствии с этим строит систему защиты своих интересов.
Из чего же складывается национальная безопасность страны и на каких принципах строится Военная доктрина Республики Казахстан?

Проблемы национальной безопасности страны президент Нурсултан Назарбаев определяет так: “Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития”.
Первым логичным шагом после развала Союза было создание собственной армии: 7 мая 1992 года президент издал Указ об образовании Министерства обороны, этим же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав ВС РК.
Тогда же крайне важной стояла задача определиться с приоритетами внешней политики. Какую международную политику будет проводить Казахстан - этот вопрос волновал многие государства, которые понимали, что ситуация в Центрально-Азиатском регионе будет во многом зависеть от внешнеполитического курса республики. Как Казахстан должен подходить к решению проблем международной безопасности, включая ядерный потенциал, размещенный на территории государства? Как обеспечить дипломатическими средствами безопасность государства? Эти вопросы, по словам тогдашнего министра иностранных дел К.Токаева, волновали разработчиков концепции внешней политики. Но в то же время было ясное осознание четкой расстановки приоритетов, которые точно отражали бы насущные потребности и стратегические интересы Казахстана.
Тон разработке концепции задал сам президент в Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. Он определил ориентиры международного курса государства: республика декларирует миролюбивую направленность своей политики и заявляет, что не имеет территориальных притязаний ни к одному государству мира. Осознавая свою ответственность и понимая, что любой военный конфликт может привести к катастрофическим последствиям, Казахстан признает сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики. Он также отвергает войну или угрозу военной силой как средство достижения политических, экономических и иных целей. Придерживается принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств. Не военные, а политические средства с опорой, прежде всего, на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию. При этом система безопасности страны должна выступать составной частью региональной и планетарной системы безопасности.
Следующим этапом в формировании системы безопасности стало принятие в 1999 году Стратегии национальной безопасности на 1999-2005 годы. Таким сферам, как информационная, экологическая, экономическая, социальная безопасность, до 1999 года уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала, что при определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут перейти в разряд угроз национальной безопасности.
Другим важным документом для обеспечения безопасности страны явился Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г.Будапеште в декабре 1994 года.
Следующим шагом стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и РФ. Стороны договорились, что будут строить свои отношения как дружественные государства, руководствуясь принципами взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силы, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела. Также стороны договорились: о взаимодействии в целях укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой помощи в случае агрессии против одной из сторон. Стороны обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга, запрещать и пресекать создание и деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против независимости, территориальной целостности либо на обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для Казахстана Договор о военном сотрудничестве между РК и РФ. Эти договоры заложили прочные основы интеграции и безопасности двух государств и явились первыми документами такого рода в политической истории суверенного Казахстана.
Другим важным направлением в обеспечении безопасности Казахстана является Центрально-Азиатский регион. В Послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев сказал: “Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном”.
В 1993 году был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан. Стороны договорились о том, что будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению миротворческой роли ООН и ОБСЕ и повышению эффективности механизмов урегулирования региональных конфликтов, а также будут проводить совместные консультации по всем вопросам международной безопасности с целью координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы.
alt
Кому война, а кому и не нужна...
Новым этапом в сфере обеспечения безопасности стало проведение в 2002 году Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в ходе которого государства-участники взяли на себя обязательства в сферах разработки мер доверия, урегулирования споров, ликвидации оружия массового поражения, создания свободных от ядерного оружия зон. СВМДА стало форумом для диалога между цивилизациями как средства устранения причин терроризма, предотвращения конфликтов между разными культурами и народами.
К числу ключевых международных событий века можно отнести создание в 1996 году Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана.
С целью совершенствования и упорядочивания системы обеспечения военной безопасности Указом президента Казахстана от 10 февраля 2000 года была утверждена новая Военная доктрина РК. Согласно ей, главная цель обеспечения военной безопасности страны состоит в защите суверенитета, территории, экономики, государственных институтов, граждан страны от военных угроз, предотвращении агрессии или развязывания военных конфликтов, создании благоприятных условий для устойчивого развития Казахстана.
В качестве потенциальных угроз доктрина рассматривает такие обстоятельства, как распространение экстремизма, эскалация военных конфликтов, появление в непосредственной близости от границ Казахстана новых ядерных государств.
Рассматривая актуальные угрозы, президент четко разграничил такие угрозы, как терроризм, религиозный экстремизм, наркомания и наркотрафик, проблемы, связанные с нефтью и газом на Каспии.
Между тем анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно. Поэтому планирование, строительство, подготовка Вооруженных сил в ближайшие годы направлена на разрешение конфликтов низкой интенсивности, представляющих в обозримом будущем наиболее вероятную угрозу мирному развитию страны.
Для Казахстана крайне важно учитывать потенциальные внешние и внутренние угрозы.
Конфигурация геополитического поля Казахстана представляет собой разнородное пространство, сочетающее в себе несбалансированную систему внутреннего устройства с гетерогенной структурой внешнеполитического окружения.
Ввиду того, что размеры государства представляют стратегическое значение с точки зрения организации оборонных мероприятий, они затрудняют сохранение политического нейтралитета.
Небольшое население Казахстана создает проблему слабой заселенности земель, отрицательно влияющую на оборонный потенциал страны.
Важным аспектом военно-политических интересов страны является создание основ военно-стратегической самодостаточности Казахстана. В этой связи главная задача - создание Вооруженных сил, способных обеспечить безопасность страны от любых угроз регионального масштаба и в то же время соответствовать экономическим и демографическим возможностям государства, что предполагает создание компактных, мобильных и достаточно боеготовых частей и соединений.
Очевидным является факт, что ВС РК немногочисленны, их мощь явно недостаточна для защиты такого большого по территории государства в случае тотальной войны. Число казахстанских жителей мужского пола в возрасте от 15 до 49 лет составляет лишь 4 миллиона 400 тысяч человек, из них годных к строевой службе - 3 миллиона 500 тысяч человек, в случае внезапного нападения теоретически можно призвать 1 миллион 800 тысяч человек.
Поэтому в последнее время Казахстан делает акцент именно на качественное содержание Вооруженных сил, что, в свою очередь, поднимает престиж армии. Пересматривается подход к финансированию армии.
В разработке военной стратегии казахстанское правительство делает упор на ведение политики интеграции и стабильных связей со странами СНГ, Китаем, США и другими государствами мирового сообщества.
Важнейшей составной частью своей политики по укреплению коллективной и национальной безопасности Казахстан рассматривает миротворческую деятельность, считает ее одним из основных инструментов раннего обнаружения и своевременного предотвращения политическими средствами назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов.
Миротворчество имеет важное значение для продвижения военно-политических позиций и интересов Казахстана в международных делах, а также в значительной степени поднимает авторитет страны на международной арене. В этих целях Казахстан стремится принимать активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН на основании выданного мандата. Например, известная миссия “Казбата” в Ираке имела, пожалуй, самую мирную цель: “Казбат” не нес полицейских функций, не охранял, не ставил заслонов и не разводил враждующие стороны. Он занимался разминированием.
Своей Военной доктриной республика определяет оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов.
Положения Военной доктрины уточняются и дополняются с учетом изменений военно-политической обстановки в мире и регионе, характера и содержания военных угроз, направлений развития военной организации государства и конкретизируются в ежегодных посланиях президента республики.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение