|
Фарида Галиева из Алматы
В начале этой недели действующий председатель ОБСЕ - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев прилетел на переговоры в Кабул с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Официальная причина - гуманитарные инициативы Астаны в отношении Афганистана. В рамках, как следует из программы визита, упомянутого председательства.
Встреча, однако, проходила за закрытыми дверями, и, вероятно, лишь гуманитарной тематикой разговор не ограничился. Дело в том, что Казахстан является одной из немногих стран - участниц ОБСЕ, до сих пор не делегировавшей воинский контингент (пусть и чисто символический) в коалицию ISAF - так называемые Международные силы содействия безопасности, осуществляющие операцию в Афганистане. В то же время известно, что как раз сейчас, накануне решающего наступления против талибов в провинции Кандагар, международный контингент (представляющий 44 государства) укрепляется новыми соединениями, и в конце весны - начале лета, когда и должен начаться штурм, эта армия будет состоять из 120 тысяч солдат.
Так вот, возможно, к тому времени среди них появится и миротворческий казахстанский отряд - “Казбат”, а число стран коалиции тем самым вырастет до 45
|
Публичными упоминаниями об этой внешнеполитической инициативе, впрочем, Астана предпочитает не злоупотреблять. Военная тайна? Возможно, как, собственно, и вся кандагарская операция. (Есть, конечно, и иные причины, но о них позже.)
Вместо этого Казахстан, сделавший акцент в своем председательстве на миротворческой деятельности в пресловутых горячих точках - Нагорном Карабахе, Приднестровье, Афганистане, - подчеркивает свои усилия в сугубо гражданских сферах. Так, на встрече в Кабуле Канат Саудабаев подтвердил, что Казахстан выделит 50 миллионов долларов для подготовки 1000 афганских специалистов в отечественных среднеспециальных и высших учебных заведениях. Начиная с 2010 года Казахстан в течение 5 лет будет ежегодно принимать по 200 студентов из Афганистана для обучения различным специальностям: от медиков и педагогов до специалистов в области правоохранительной и пограничной деятельности, от инженеров и агрономов до журналистов.
Кроме того, Астана намерена спонсировать проекты по укреплению границ Афганистана по периметру центральноазиатских стран, развитию трансграничного сотрудничества, усилению правоохранительной деятельности и т.п.
Возможно, всех этих гуманитарных инициатив было бы вполне достаточно, чтобы просто выполнить обязанности хорошего соседа. Вот только для того, чтобы все-таки заполучить исторический (после 10-летнего перерыва) саммит ОБСЕ, который Астана желала бы провести в конце нынешнего года (и о котором иные чиновники говорят уже как о деле решенном), всего этого может оказаться недостаточно. Для него требуется более полноценная “вовлеченность в разрешение афганской проблемы”, во всяком случае, по мнению западных государств-участников ОБСЕ, и в первую очередь США, одобрения идеи саммита со стороны которых Казахстан и добивается с начала этого года.
И, рискнем предположить, что даже разрешение, которое Казахстан отныне дал воздушному транзиту воинского контингента и армейских грузов НАТО через свою территорию (прежде Астана предоставляла право провоза лишь грузов невоенного назначения по воздуху), вопрос не решит. Победу в этом деле, как всегда бывает на войне, может обеспечить лишь пехота. Так сказать, человеческий фактор.
Так почему же Казахстан до сих пор так и не послал свой контингент в Афганистан? Тем более, что “Казбат” и был создан в свое время, 10 лет назад, специально на тот случай, если попросят участвовать в необходимых миротворческих операциях... Да и профессия у казахстанских миротворцев самая, что ли, политкорректная - саперы. Так что никто особо и не придерется. В 2003-2007 годах “Казбат” обезвреживал мины в Ираке, после чего перспектива отправления подразделения в Афганистан рассматривалась как весьма вероятная и самая ближайшая, о чем, в частности, год назад заявлял специальный представитель Генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс-младший.
И тем не менее этого не произошло. Почему?
Возможно, причина, что Казахстан, несмотря на то, что является партнером НАТО, остается участником ОДКБ. В связи с чем уместно будет напомнить, что Россия - стержень ОДКБ - принципиально не участвует в афганской операции. Здесь еще не забыли о 15 тысячах бездарно погубленных жизней советских солдат в ходе Афганской войны, которую в 80-е годы прошлого века вел СССР. Как, впрочем, и в Казахстане, и в других союзных республиках.
И хотя формально участие в ОДКБ не является преградой для участия в операции НАТО в Афганистане - так, например, своих солдат “за речку” послала Армения (кроме нее, кстати, из бывших республик СССР в коалиции участвуют Украина, Азербайджан, Грузия, Латвия, Эстония и Литва) - это, если угодно, вопрос этики. Или лучше - чести.
Вопрос в том, окажутся ли для Казахстана вышеупомянутые союзнические обязательства важнее, чем соблазн, грубо говоря, тактического обмена “саммит - Казбат”? Пока, судя по всему, противостоять искушению удается. Окончательный ответ, впрочем, узнаем уже этим летом. |