|
Константин Маскаев из Алматы
Недавно мы обнаружили новую реализацию формулы золотой казахстанской мечты. Она вопреки ожиданиям вовсе не связана с обладанием нефтегазовыми богатствами, водными ресурсами или стадами тучными. Ее воплощение в шлагбауме, загородке, а то и вовсе в невзрачной веревочке, натянутой поперек дороги
Те, кто понял это раньше, на ровном месте закрывают и открывают шлагбаум перед всеми остальными гражданами. Собирались вы, например, в выходные дни посетить излюбленное место где-то в лесу, горах, на берегу реки, но по неведомой вам причине привычный путь оказывается перекрыт. А где-то рядом притаился тот соловей-разбойник или ерофеевский сфинкс, который, конечно, откроет дорогу. Но, разумеется, в случае выполнения простого условия: уплаты пусть и посильной, но совершенно унизительной мзды.
Унизительной - по очевидному факту. “Соловей”-то - действительно разбойник, ибо нахально и самоуправно узурпировал власть на пяти метрах дороги, ведущей к рекреационным природным территориям. И собирает мзду. Именно мзду, поскольку поставил себе в услужение ваши права и желания. И что характерно, подобные “кордоны” чаще всего появляются там, где дорога зажата скалами, водными преградами, где другой дороги либо нет, либо она крайне опасна или затруднена. А подчас все альтернативные лазейки и тропы просто заваливаются камнями или преграждаются рвами. Все! Поле для “деятельности” создано. Можно идти “трудиться” на калитку.
Было бы объяснимо, если бы этот бесхитростный воздыхатель по вашим кровным денежкам хоть что-то делал в местах вашего предполагаемого отдыха. Например, обустраивал и приводил в порядок территории. Ничуть не бывало! Этому старателю и дела нет ни до охраны природы, возрождения и сохранения ее биологического разнообразия. Его дело - захваченный фрагмент дороги, возможно, взятый в аренду кусок земли. Открыл шлагбаум, опустил веревочку, затем поделился накопленным в течение дня с реальным представителем государственной власти в конкретном месте - к этому и сводится вся “работа”. А за шлагбаумом - хоть трава не расти. Лишь бы не иссякало ваше желание заглянуть за этот златоносный барьер.
По информации от известного юриста и автора сайта zakon.kz Игоря Лоскутова, граждане Казахстана могут передвигаться всюду по территории страны, куда их поведут их же стремления. По крайней мере, пешком, поскольку есть территории, закрытые для въезда машин. И из списка, естественно, следует исключить территории, имеющие отношение к безопасности государства. Закрыты или ограничены для посещений и территории, на которых имеется риск для здоровья.
Физические лица также имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках. Если даже частный земельный участок не огорожен или собственник иным способом не обозначил, что вход на его участок без разрешения не допускается, любой гражданин может пройти через этот участок, находиться на нем, если это не причиняет вреда частному собственнику или землепользователю.
Никто, кроме государства, не может закрыть доступ для посещения водоохранных зон. Оговорить деятельность на этих территориях можно, и подчас необходимо. Но препятствовать их посещению нельзя.
|
Вот она - мечта! |
Меж тем многим алматинцам знакома ситуация на той же реке Или, где подъезды к ней перекрыты. Подъезжаешь, сигналишь, свистишь, шумишь. Через какое-то время таки появится местный “сфинкс” и за “штуку с машины” пропустит. Какие основания? А никаких. Просто очень бабки нужны, братан...
Территория может быть отдана в частные руки и использоваться для обустройства мест отдыха. Но в каждом таком случае имеет место решение местного органа исполнительной власти.
Отметим: здесь не идет речь о государственных национальных природных парках, особо охраняемых природных территориях, исторических местах и прочих местах туристического интереса, где денежные сборы производятся, во-первых, на законных основаниях. Во-вторых, часть этих средств используется на регенерационные мероприятия, обустройство мест стоянок, костровищ, на элементарную очистку территорий от следов пребывания нечистоплотных посетителей.
Об этих людях, хоть и не в тему, но позволю вставить пару неприятных эпитетов. Свинство и невежество - оставлять после себя на природе даже пустую пачку от сигарет, не говоря уже о россыпи пакетов, бутылок, разовой посуды и любого другого мусора. Даже при условии, что на въезде вы отдавали деньги.
Но вернемся к теме. Необходимо запомнить: охраняемые природные территории являются собственностью государства и охраняются им, и только им. Для сведения: по данным проекта ГЭФ/ПРООН “Сохранение in-situ горного агробиоразнообразия в Казахстане”, только 8,2 процента площади страны - особо охраняемые природные территории. В настоящее время в Казахстане функционируют 10 государственных природных заповедников, 10 государственных национальных природных парков, 3 государственных природных резервата, 50 государственных природных заказников. Кроме того, в республике действуют 127 геологических, 58 геоморфологических и 19 гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, 5 государственных заповедных зон, 26 памятников природы, 5 государственных ботанических садов республиканского значения и 2 государственных природных парка местного значения.
От себя добавим: рассматривается вопрос об открытии еще одного ГНПП.
Остальные территории, скорее всего, открыты для посещений, и в каждом конкретном случае нужно разбираться, на каком основании установлен шлагбаум и ведется сбор денег. Разобраться с этим вопросом должны местные власти. А любители посещений природных мест должны им в этом помочь. В свою очередь, мы ждем информации от граждан при малейшем подозрении, что препятствия установлены незаконно и ведется сбор денег. Можно даже фотоматериалы присылать на адрес нашей электронной почты.
Следует признать, что на каких-то территориях могут действовать охотничьи хозяйства. Это, как правило, не только территория, но и обустроенная база для отдыха. В “правильных” хозяйствах персонал действительно работает. Занимается разведением дичи, охраной, следит за чистотой, пресекает попытки охоты за краснокнижными животными, позволяет только сезонный отстрел и т.д. Но тут речь идет именно о хозяйском подходе, поставленном бизнесе, подчас не самом успешном, предполагающем сохранение природы, приумножение дичи, охрану порядка и наведение чистоты на территории. А все остальные “соловьи-разбойники” и “сфинксы”, как персонажи мифические, не должны иметь никакого влияния на реальную жизнь. |