|
Алла Иванилова из Астаны
“Возьми себе за правило всегда летать Казавиа”. Именно под таким лозунгом прошли в парламенте поправки в законодательство по вопросам авиации
Чтобы интегрироваться в мировую транспортную систему, Казахстану необходимо привести в соответствие с международными стандартами отечественное законодательство. Этим и занялись чиновники.
Требования ИКАО - Международной организации Гражданской авиации, объединяющей 192 государства, членом которой является и Казахстан, - гласят, что основное авиационное законодательство страны должно являться своего рода “прочным фундаментом”. Разработчики, по их мнению, сделали такой “прочный фундамент”.
Казахстан, исходя из своих обязательств перед ИКАО, должен принять и внедрить 11 тысяч стандартов. На сегодняшний день наша страна внедрила лишь порядка двух тысяч стандартов.
Действующие законы “Об авиации” от 1995 года и “О государственном регулировании Гражданской авиации” от 2001 года морально устарели. Большинство норм этих законов были разработаны в переходный период к рыночной экономике, на этапе формирования отечественной Гражданской авиации. Они составлены под требования к эксплуатации и обслуживанию воздушных судов советского производства. Сегодня основной объем авиаперевозок осуществляется на воздушных судах западного производства. Из 611 зарегистрированных в реестре судов порядка 66 западного производства. При этом ими осуществляется 85 процентов перевозок в Казахстане.
С учетом разработки новых стандартов ИКАО из 120 статей действующих законов требуют изменения или полного пересмотра более 90. Так, в соответствии с требованиями ИКАО вводится сертификация воздушных судов oтнocитeльнo шума на местности и эмиссии авиационных двигателей с выдачей сертификата. Данное требование особо актуально в связи с введением Евросоюзом новых жестких требований по экологии.
В соответствии с новыми нормами авиакомпанией может называться только юридическое лицо, осуществляющее коммерческие авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов. Она должна располагать финансовыми ресурсами и имуществом для безопасной эксплуатации воздушных судов и поддержания их летной годности.
При этом авиакомпании, осуществляющие регулярные полеты, обязаны иметь резервный парк самолетов и финансовых средств для покрытия расходов на полеты в течение минимум одного месяца, без учета поступающих доходов от перевозок. Все остальные владельцы воздушных судов отныне будут именоваться эксплуатантами. По мнению разработчиков, это позволит сократить количество авиакомпаний до 15-20. (В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 53 авиакомпании.)
В соответствии с рекомендациями Совета Безопасности Казахстана ужесточен контроль зa чартерными полетами казахстанских воздушных судов вне пределов казахстанского воздушного пространства. Не допускается без согласования с уполномоченным органом международный полет воздушного судна для перевозки вооружений и военной техники, а также продукции двойного назначения. Установлены обязательные требования в случае передачи воздушного судна в аренду иностранной авиакомпании.
Законопроектом создаются условия для развития малой авиации. Так, вводится понятие неконтролируемого воздушного пространства на малых высотах полета, где эксплуатанты легких и сверхлегких воздушных судов будут осуществлять полеты на основе уведомления и при этом освобождаются от аэронавигационных сборов.
Для владельцев частных легких и сверхлегких воздушных судов прохождения сертификации и получения сертификата эксплуатанта не требуется. Для полетов достаточно иметь свидетельство регистрации, сертификат летной годности воздушных судов и пилотское свидетельство.
Также предусмотрено развитие региональных аэроклубов. Они будут нести ответственность за аварийное оповещение поисково-спасательных служб при полетах частных воздушных судов в неконтролируемом воздушном пространстве, что, в свою очередь, обеспечит оперативные меры по спасению жизни членов экипажей и пассажиров.
|
Первым делом - самолеты отечественных авиакомпаний |
Вводится запрет на использование при проведении техобслуживания и ремонта воздушных судов контрафактных агрегатов, комплектующих изделий и запчастей, не имеющих паспорта от производителей.
Ко всему прочему, приведен в соответствие с европейской практикой защиты прав пассажира перечень услуг, которые бесплатно должен предложить перевозчик пассажирам при задержках рейсов. Это комната матери и ребенка, два телефонных звонка продолжительностью более пяти минут, прохладительные напитки, горячее питание и размещение в гостинице.
Ответственность предусматривается и за пассажирами. Те, кто будет вести себя неподобающе на борту самолета и создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, заплатят штраф.
Депутат Серик Темирбулатов предложил, чтобы авиакомпании предоставляли в правоохранительные органы сведения о пассажирах. При этом, по мнению парламентария, уполномоченный орган - Министерство транспорта и коммуникаций - необходимо наделить компетенцией утверждать порядок передачи этих сведений. Свою инициативу мажилисмен объяснил тем, что сегодня весь мир борется с терроризмом, и, по его информации, “по линии Интерпола в настоящее время разыскиваются 880 лиц за совершение преступлений террористического и экстремистского характера”. За совершение тяжких и особо тяжких преступлений правоохранительными органами разыскиваются 2095 лиц. Учитывая, что разгуливающие на свободе преступники могут свободно передвигаться в безвизовом режиме по территории стран СНГ, по словам парламентария, необходимо принять данные меры.
Однако правительство посчитало, что подобные действия будут расцениваться, как вмешательство в личную жизнь. Автор предложений Серик Темирбулатов успокоил государственных мужей: “Передача таких сведений будет осуществляться в режиме онлайн и не в отношении всех пассажиров, а только тех, кто разыскивается правоохранительными органами и числится в списках террористов, на кого выставлены красные и другие бюллетени Интерпола”. Более того, Министерство внутренних дел создает автоматизованную информационно-поисковую систему “Аэропорт”, которую на первом этапе предлагают совместить с авиационными системами крупных перевозчиков страны, а в дальнейшем - и зарубежных. Эта система позволяет выявлять в списках пассажиров разыскиваемых лиц.
Но какие бы доводы ни приводил народный избранник, его коллеги не согласились с ним и не поддержали его предложение. Сославшись на то, что такие нормы надо прописывать в законодательстве о правоохранительных органах и оперативно-розыскной деятельности. Некоторые законодатели и вовсе заявили, что внедрение новой автоматизованной информационно-поисковой системы потребует изменения всего программного обеспечения, а это выльется в копеечку и может даже привести к банкротству авиакомпаний.
В России после недавних терактов государственные мужи вопросам обеспечения безопасности на транспорте уделяют огромное внимание. Но наших чиновников, видимо, чужие ошибки еще ничему не научили. |