|
Алан Байтенов
Выставка военной миниатюры, наверное, единственное место, где можно увидеть вчерашних противников за одним столом. Синие плащаницы объединяют как немецкую “пантеру”, так и легенду-символ Великой Отечественной войны танк “Т-34”. Время тоже не играет роли - некогда суперсовременный “МиГ-25”, развивавший скорость почти в 3 маха, может спокойно стоять рядом с “мессершмиттом-109”, истребителем “Люфтваффе”
Машины, что представлены на выставке, большинству из нас не увидеть вживую. Но огорчаться не стоит, надо только полностью довериться профессионализму моделистов. Каждый из них великолепный историк, знающий практически все батальные сцены войны, технику, что принимала в них участие, обмундирование живой силы до мельчайших подробностей. За достоверность информации можно не беспокоиться, особым смаком среди моделистов считается созданная по фотографии копия. Взять, например, модель танка Второй мировой - он действительно как “живой”. Вот брошен брезент, каждая его складка естественна. Царапина и вмятина на борту техники уникальна и неповторима. Вот порван в боях бок, естественно, металл в этом месте проржавел и в разные стороны торчат рваные края раны. На латку нет времени, да и никому не надо, цели другие. Все равно военную машину не остановить.
|
Представитель “зубастых” МиГов |
А этот экземпляр участвовал в боях где-то на юге, где в избытке песок. Естественно, он забился в самые мелкие щели, от температуры выхлопных труб даже закоксовался. Показать это в натуре - самая сложная задача моделиста. Неудивительно, что на каждую такую модель уходит до 3 лет общей сборки и окраски.
|
Эмблема Второй мировой - T-34 |
О камуфляже, что наносится вручную и является уникальным рисунком для военной миниатюры, стоит поговорить отдельно. Каждый из мастеров, помимо того, что историк, инженер и скульптор, конечно же, великолепный художник. Смешать краски надо так, чтобы мы поверили: да, эта машина прошла не один фронт, успела подржаветь, обтрепаться и вообще жила в реальном мире сражений. Все, что есть у этих виртуозов - литература, зачастую только черно-белые фотографии и неограниченная фантазия. Каждый из них может в голове создать все условия, в которых жила модель - снег, дождь, грязь или попадание снаряда. Также обязательно учитывается, в какое время года или в какой кампании использовалась техника. От этого также очень сильно зависят детали экстерьера. Да и подготовка машин сильно разнится в зависимости от региона, где используется. Но мастера знают: если что - ошибиться не дадут коллеги.
|
Они свое отвоевали |
Но помимо исторической точности стоит сказать и о технической. Как правило, исходники всех моделей исполняются в стандарте на специальных фабриках. За точность ручается имя компании, что предоставляет заготовки для модели. Однако некоторым мало просто взять и собрать. Как оказалось, к стандартным моделям выпускаются уникальные запчасти, в некоторых случаях это агрегаты двигателя, например, боевого самолета.
Особый шик - собрать его с открытыми техническими отсеками. Копируется все до мельчайших трубопроводов. Из этого можно даже создать сцену. Рядом с самолетом будет стоять такой же неповторимый и харизматичный механик, если пожелает художник, по локоть в машинном масле.
|
Вот оно, счастье... В руках! |
Такая точность относится ко всему, многие даже меняют стандартные пластиковые гусеничные траки на металлические. Действительно, очень важно, чтобы гусеница прогибалась как настоящая под собственным весом.
Но самое сложное, конечно же (сугубо личное мнение), создать армию солдат. Лицо каждой боевой единицы уникально - выражение полностью соответствует позе, в которой застыл воин. Прорисовано все, вплоть до глазных яблок и зрачков. Само собой разумеется, художник не пропустит все знаки различия и даже складки военной формы. При этом высота фигуры не превышает 5 сантиметров.
|
Легендарная “Катюша” |
Приятно то, что эти художники и скульпторы приглашают на совершенно иной уровень восприятия. Поверьте на слово, если долго всматриваться, можно услышать лязг гусениц, шум двигателей, крепкие выражения военных, что роняют их в пылу сражения или работы, шум винтов и турбин, то есть почувствовать ту энергетическую программу, что вложил автор за многие месяцы работы над моделью.
Фоторепортаж Константина Маскаева |