Ботагоз Омар
Власти страны намерены в пилотном режиме ввести механизм проектного финансирования на основе государственно-частного партнерства. Уже к осени госорганы хотят внести в парламент поправки в соответствующее законодательство. Это во многом позволит оживить сектор ГЧП и расширить сферу его применения
Как показывает практика, первопроходцы в этом вопросе могут столкнуться прежде всего со сложностями в оформлении необходимых документов. Одним из первых проектов в электроэнергетике, реализованных на основе ГЧП, стало строительство линии электропередачи Северный Казахстан - Актюбинская область. По словам концессионеров, это единственный пилотный проект, который в настоящее время находится на стадии ввода в эксплуатацию.
Немало вопросов возникает и по поводу выпуска облигаций, риски по которым снижаются, что приводит к финансовым затруднениям. По словам заместителя председателя правления АО “Казахстанский центр государственно-частного партнерства” Кайрата Тилебалдинова, который проиллюстрировал свой ответ на примере проекта по возведению железнодорожной ветки Шар - Усть-Каменогорск, риски были понижены в связи с техническим дефолтом по этому проекту.
“Рейтинг будет повышен в перспективе, - отметил он. - Если раньше реализатор проекта был обязан выпустить облигации не менее 20 процентов от стоимости проекта, сейчас необходимость в этом отпала. Концессионер может отказаться и выйти на международный рынок облигаций, и снизить долговой рынок капитала вплоть до суверенного рейтинга. Для текущих проектов риск был снижен со 100 до 20 процентов”.
Кроме того, профильное ведомство намерено расширить сферу применения государственно-частного партнерства в более сложных проектах в социальной сфере, включая сектор здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит не только облегчить нагрузку на госбюджет, но и решит проблему низкой обеспеченности населения качественными услугами.
Астана |