|
Алла Иванилова из Астаны
По оценкам Международной организации по миграции (MOM), Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются наиболее сильные миграционные процессы. Чиновники признаются, что ныне действующий Закон “О миграции” не позволяет в полной мере регулировать внутренние и внешние передвижения. В этой связи Министерством труда и соцзащиты разработано новое законодательство, которое позволит эффективно управлять миграционными процессами
Огромное выбытие населения Казахстан претерпел в 1994 году. Тогда из страны за год выбыло около полумиллиона человек, что сравнимо с населением таких городов, как Караганда или Павлодар с Акмолой, вместе взятых. При этом две трети выбывших составляли люди активного трудоспособного возраста. Всего с начала 90-х население республики сократилось почти на 2 миллиона человек.
Сейчас республика испытывает давление иммиграционных потоков. Основную часть занимают трудовые мигранты. Тенденция к увеличению трудовой миграции достаточно четко прослеживается на протяжении последних лет. Если в 2001 году было привлечено 10,7 тысячи иностранных работников, то спустя семь лет эта цифра увеличилась в пять раз и в 2008 году составила уже 54,2 тысячи человек.
Финансовый кризис заставил чиновников сократить квоту на ввоз иностранной рабочей силы. За 2009 год привлечение составило 31 тысячу зарубежных работников из более ста государств. Лидирующие страны-импортеры рабочей силы - Турция, Китай, Индия, Великобритания, Италия и Россия.
Основными сферами работы иностранных рабочих является строительство, горнодобывающая и обрабатывающая промышленности. В региональном аспекте преобладает ввоз иностранной рабочей силы в города Астану и Алматы, Атыраускую, Мангыстаускую, Алматинскую, Западно-Казахстанскую области. То есть в регионы нефтегазовой отрасли и развития строительства.
Ежегодно увеличиваются масштабы незаконной миграции. О том, сколько в стране “теневых” мигрантов, чиновники не могут сказать. Но, судя по результатам легализации, проведенной в 2006 году, когда было выявлено 164,5 тысячи иностранных граждан, незаконно осуществлявших трудовую деятельность, их доля достаточно высока.
Переселение представителей титульной нации для Казахстана всегда являлось одной из приоритетных задач. Возвращение казахов на историческую родину началось в 1991 году. Пик пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыли 164 тысячи репатриантов. Поток мигрантов оказался настолько большим, что правительству пришлось принимать меры, чтобы уменьшить количество въезжающих, ограничивая квоты на въезд. Начиная с 1993 года переселение этнических мигрантов стало регулироваться квотой. В 2000 - 2001 годы она составляла 500 - 600 семей в год, в 2005 - 2008 годы - по 15 тысяч, а в 2009 - 2011 годы - уже 20 тысяч. Если за 2004 -2008 годы квота выполнена полностью, то в прошлом году ее выполнение составило 81,7 процента (принято 16336 семей).
В период с 1991 по 2009 год республика приняла более одного миллиона этнических иммигрантов. Более половины из них - лица трудоспособного возраста. В основном семьи оралманов многодетные, что оказало позитивное влияние на демографическую ситуацию страны.
На оказание социальной помощи оралманам за счет средств республиканского бюджета ежегодно предусматривается в среднем свыше 17 миллиардов тенге.
В республике реализуется программа “Нурлы кош”. Ее главной задачей является рациональное расселение на добровольной основе этнических казахов, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан Казахстана из неблагоприятных регионов страны. В рамках программы в прошлом году реализовано три пилотных проекта (г.Шымкент Южно-Казахстанской области, село Красный Яр Акмолинской и г. Курчатов Восточно-Казахстанской областей). В текущем году строительство жилья для оралманов планируется в Акмолинской (г.Степногорск), Актюбинской (с.Коктау), Восточно-Казахстанской (г.Усть-Каменогорск), Костанайской (п.Заречный), Северо-Казахстанской (с.Байтерек) и Южно-Казахстанской областях (мкр. “Асар” г.Шымкент).
|
Зов Родины: быть или не быть казахом в Монголии или оралманом в Казахстане? |
В настоящее время в мажилисе находится новая редакция законопроекта “О миграции”. От депутатов поступило уже более 400 предложений. Мажилисмены предлагают всем этническим казахам вне зависимости от того, есть у них статус оралмана или нет, предоставлять льготы сроком на три года. Они должны быть освобождены от налогов и таможенной пошлины на имущество при перевозе багажа. Бороться с “теневыми” мигрантами народные избранники намерены посредством частных агентств по трудоустройству. Именно они должны контролировать, составлять базу и предоставлять в госорганы всю информацию о тех, кто приезжает в Казахстан на заработки. Только в этом случае государство будет предоставлять таким агентствам лицензии.
Парламентарии предлагают обязать каждого трудового мигранта по приезде в нашу страну открывать депозит. Таким образом, по их мнению, государство сможет покрыть свои расходы в случае выдворения иностранного работника за пределы нашей страны.
Председатель Комитета по миграции Министерства труда и соцзащиты Хабылсаят Абишев рассказал, что некоторые этнические казахи, проживающие в других странах, “перегибают палку”. Так, наши соотечественники, проживающие в Монголии, готовы вернуться на родину только при определенных условиях. “Они хотят, чтобы мы выкупили у них скот”, - огласил Абишев одно из их условий. Это примерно 50 тысяч голов. Естественно, на покупку скота государство деньги не предусматривало. Среди других пожеланий - чтобы уже на пограничной зоне им выплатили компенсацию за переезд (примерно три тысячи долларов). Правительство возмещает оралманам расходы по проезду и провозу имущества, а также выделяет каждой семье более 800 тысяч тенге в качестве единовременного пособия. Но это делается при возвращении на родину после определенных процедур, а не на пограничном посту.
В соответствии с новой концепцией миграционной политики отечественные чиновники заинтересованы в возвращении только тех этнических казахов, которые могут принести пользу стране, являются трудоспособными и образованными. Как сообщил глава Комитета по миграции, 98 процентов казахов, проживающих в Монголии, не имеют образования. Учитывая, что государство предоставляет “возвращенцам” жилье на кредитных условиях, а они не смогут трудоустроиться без образования, то высока вероятность их превращения в людей-бомжей. Из тех репатриантов, которые имеют образование, 95 процентов успешно трудоустроились в нашей стране.
Бывали случаи, когда оралманы, получившие средства на покупку жилья и казахстанское гражданство, просто покидали нашу страну (после получения гражданства статус “оралмана” автоматически снимается). Сколько таких, в Министерстве труда не знают и признаются, что нынешнее законодательство не позволяло регулировать эти вопросы. В новом законе прописано, что если оралман решит уехать из Казахстана, он должен вернуть деньги, которые ему государство выделило на жилье.
Огромное выбытие населения Казахстан претерпел в 1994 году. Тогда из страны за год выбыло около полумиллиона человек, что сравнимо с населением таких городов, как Караганда или Павлодар с Акмолой, вместе взятых. При этом две трети выбывших составляли люди активного трудоспособного возраста. Всего с начала 90-х население республики сократилось почти на 2 миллиона человек.
Сейчас республика испытывает давление иммиграционных потоков. Основную часть занимают трудовые мигранты. Тенденция к увеличению трудовой миграции достаточно четко прослеживается на протяжении последних лет. Если в 2001 году было привлечено 10,7 тысячи иностранных работников, то спустя семь лет эта цифра увеличилась в пять раз и в 2008 году составила уже 54,2 тысячи человек.
Финансовый кризис заставил чиновников сократить квоту на ввоз иностранной рабочей силы. За 2009 год привлечение составило 31 тысячу зарубежных работников из более ста государств. Лидирующие страны-импортеры рабочей силы - Турция, Китай, Индия, Великобритания, Италия и Россия.
Основными сферами работы иностранных рабочих является строительство, горнодобывающая и обрабатывающая промышленности. В региональном аспекте преобладает ввоз иностранной рабочей силы в города Астану и Алматы, Атыраускую, Мангыстаускую, Алматинскую, Западно-Казахстанскую области. То есть в регионы нефтегазовой отрасли и развития строительства.
Ежегодно увеличиваются масштабы незаконной миграции. О том, сколько в стране “теневых” мигрантов, чиновники не могут сказать. Но, судя по результатам легализации, проведенной в 2006 году, когда было выявлено 164,5 тысячи иностранных граждан, незаконно осуществлявших трудовую деятельность, их доля достаточно высока.
Переселение представителей титульной нации для Казахстана всегда являлось одной из приоритетных задач. Возвращение казахов на историческую родину началось в 1991 году. Пик пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыли 164 тысячи репатриантов. Поток мигрантов оказался настолько большим, что правительству пришлось принимать меры, чтобы уменьшить количество въезжающих, ограничивая квоты на въезд. Начиная с 1993 года переселение этнических мигрантов стало регулироваться квотой. В 2000 - 2001 годы она составляла 500 - 600 семей в год, в 2005 - 2008 годы - по 15 тысяч, а в 2009 - 2011 годы - уже 20 тысяч. Если за 2004 -2008 годы квота выполнена полностью, то в прошлом году ее выполнение составило 81,7 процента (принято 16336 семей).
В период с 1991 по 2009 год республика приняла более одного миллиона этнических иммигрантов. Более половины из них - лица трудоспособного возраста. В основном семьи оралманов многодетные, что оказало позитивное влияние на демографическую ситуацию страны.
На оказание социальной помощи оралманам за счет средств республиканского бюджета ежегодно предусматривается в среднем свыше 17 миллиардов тенге.
В республике реализуется программа “Нурлы кош”. Ее главной задачей является рациональное расселение на добровольной основе этнических казахов, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан Казахстана из неблагоприятных регионов страны. В рамках программы в прошлом году реализовано три пилотных проекта (г.Шымкент Южно-Казахстанской области, село Красный Яр Акмолинской и г. Курчатов Восточно-Казахстанской областей). В текущем году строительство жилья для оралманов планируется в Акмолинской (г.Степногорск), Актюбинской (с.Коктау), Восточно-Казахстанской (г.Усть-Каменогорск), Костанайской (п.Заречный), Северо-Казахстанской (с.Байтерек) и Южно-Казахстанской областях (мкр. “Асар” г.Шымкент).
В настоящее время в мажилисе находится новая редакция законопроекта “О миграции”. От депутатов поступило уже более 400 предложений. Мажилисмены предлагают всем этническим казахам вне зависимости от того, есть у них статус оралмана или нет, предоставлять льготы сроком на три года. Они должны быть освобождены от налогов и таможенной пошлины на имущество при перевозе багажа. Бороться с “теневыми” мигрантами народные избранники намерены посредством частных агентств по трудоустройству. Именно они должны контролировать, составлять базу и предоставлять в госорганы всю информацию о тех, кто приезжает в Казахстан на заработки. Только в этом случае государство будет предоставлять таким агентствам лицензии.
Парламентарии предлагают обязать каждого трудового мигранта по приезде в нашу страну открывать депозит. Таким образом, по их мнению, государство сможет покрыть свои расходы в случае выдворения иностранного работника за пределы нашей страны.
Председатель Комитета по миграции Министерства труда и соцзащиты Хабылсаят Абишев рассказал, что некоторые этнические казахи, проживающие в других странах, “перегибают палку”. Так, наши соотечественники, проживающие в Монголии, готовы вернуться на родину только при определенных условиях. “Они хотят, чтобы мы выкупили у них скот”, - огласил Абишев одно из их условий. Это примерно 50 тысяч голов. Естественно, на покупку скота государство деньги не предусматривало. Среди других пожеланий - чтобы уже на пограничной зоне им выплатили компенсацию за переезд (примерно три тысячи долларов). Правительство возмещает оралманам расходы по проезду и провозу имущества, а также выделяет каждой семье более 800 тысяч тенге в качестве единовременного пособия. Но это делается при возвращении на родину после определенных процедур, а не на пограничном посту.
В соответствии с новой концепцией миграционной политики отечественные чиновники заинтересованы в возвращении только тех этнических казахов, которые могут принести пользу стране, являются трудоспособными и образованными. Как сообщил глава Комитета по миграции, 98 процентов казахов, проживающих в Монголии, не имеют образования. Учитывая, что государство предоставляет “возвращенцам” жилье на кредитных условиях, а они не смогут трудоустроиться без образования, то высока вероятность их превращения в людей-бомжей. Из тех репатриантов, которые имеют образование, 95 процентов успешно трудоустроились в нашей стране.
Бывали случаи, когда оралманы, получившие средства на покупку жилья и казахстанское гражданство, просто покидали нашу страну (после получения гражданства статус “оралмана” автоматически снимается). Сколько таких, в Министерстве труда не знают и признаются, что нынешнее законодательство не позволяло регулировать эти вопросы. В новом законе прописано, что если оралман решит уехать из Казахстана, он должен вернуть деньги, которые ему государство выделило на жилье. |