|
Ярослава Науменко
В Алматы при поддержке Российского госуниверситета нефти и газа имени Губкина прошел семинар для журналистов, посвященный вопросам нефтепереработки и сбыта нефтепродуктов. Основным лектором был приглашен доцент университета, кандидат технических наук Леонид Багдасаров, который ознакомил собравшихся с новейшими технологиями нефтепереработки
Особенно интересной частью лекции
Леонида Багдасарова стал рассказ о посещении им исследовательских лабораторий Мичиганского университета.
Он рассказал, что над топливом будущего работают уже сейчас. И, что самое важное, группа исследователей плотно сотрудничает с командой ученых, которые занимаются разработкой двигателей. Программы щедро спонсируются мировыми гигантами - производителями топлива и моторов.
Такая неразрывность связана с особенностью нефтяной отрасли - она, как ни странно, на практике не является лидирующей, а зависит от технологий в автомобилестроении. Леонид Багдасаров напомнил, как в небытие вместе с советскими грузовиками прошлого века канули и многие низкооктановые бензины. Точно такая же судьба ждет лет через десять современный 95-й или 98-й, если будут изобретены новые двигатели.
По словам спикера, даже на примере этих разработок можно видеть, как инвестиции в науку окупают себя. Не сразу (это не перепродажа квартиры в алматинской новостройке), а спустя время. Зато прибыль покрывает все немалые затраты.
Так, разработка нового вида топлива окупится, как минимум, в четыре раза. Первый раз - когда, к примеру, казахстанский олигарх купит за границей новую дорогую машину. Второй раз - когда придется из-за границы же везти для нее и новое топливо. В девяностые так было с высокооктановыми бензинами: когда граждане бывшего Союза начали покупать иномарки, а бензин для них пришлось завозить из Греции или Норвегии. Третий раз - когда заводы купят право на производство этого нового топлива, четвертый раз - когда будет куплена лицензия на сборку новых двигателей.
Исследовательских программ существует множество. Так, ученые Мичиганского университета работают по специальной программе Министерства энергетики США, разрабатывая волновой дисковый двигатель, который будет в 5 раз эффективнее двигателя внутреннего сгорания, на 20 процентов легче и на треть дешевле. Работать он будет на бензине (хотя выброс углекислого газа сократится на 95 процентов), и гибридные машины, ожидается, благодаря новому мотору смогут проезжать до 800 километров без дозаправки.
Множество разработок ведут инженеры BMW. Одна из важнейших - удешевление производства карбона, легкого и прочного материала, используемого в автомобилестроении. На эти исследования выделено 90 миллионов евро. Кроме того, компания выпустила прототип водородного автомобиля (энергию из водорода получают из воды с помощью тока, который можно получать из солнечных батарей).
Вице-президент концерна General Motors Алан Тауб считает, что через 10 лет автомобили, работающие на альтернативном топливе, вытеснят с рынка “обычные” машины. Это станет возможным тогда, сказал Тауб в одном из интервью, когда технология водородных топливных ячеек настолько удешевится, что разработки новых бензиновых моторов станут нерентабельны.
Эксперты уже отмечают, что через 10-20 лет газ значительно потеснит нефть. Это станет возможным благодаря развитию соответствующей инфраструктуры, сокращению запасов нефти и значительному удорожанию ее добычи.
“Золотой век” биоэнергетики и биотоплива уже не за горами. Изменения на топливной карте, бесспорно, повлекут и экономико-политические трансформации. Так, в Евросоюзе приняли программу развития альтернативной энергетики до 2020 года. К тому времени европейцы собираются до 20 процентов потребляемой энергии получать из неископаемых ресурсов. Эта цифра эквивалентна 235 миллионам тонн нефти, почти столько приходится на российский нефтяной экспорт в Европу. Есть над чем задуматься.
|
Кстати
Ореол исключительности биотоплива был развеян еще несколько лет назад. Специалисты предупреждают, что массовое использование биотоплива может привести к коррозии, поломкам двигателей и оборудования заправок.
Кроме того, биотопливо уже называют преступлением против человечества: из-за увеличения объемов посева биокультур сокращаются урожаи сельхозпродукции и начинается резкое ее удорожание во всем мире. Так, 80 процентов выпускаемого в Европе биодизеля произведено из рапса, это треть всего урожая. Совет Безопасности ООН уже предлагает наложить вето на выращивание биокультур, как минимум, на 5 лет. Иначе мир окажется на пороге мощного продовольственного кризиса, говорится в докладе, который приведет к массовому голоду и революциям. В странах, где культуры пускают на топливо, кукурузы уже не хватает и на корм животным.
На этом фоне странна стремительность, с которой наши законодатели приняли закон о биотопливе. Никто на биотопливе у нас не ездит, а один завод и две заправки тоже никак не могут быть поводом для нового законотворчества. Они вполне могут работать и в рамках существующего законодательства.
Вся заправочная инфраструктура у нас тоже рассчитана на обычный бензин или дизель, оборудование начнет быстро коррозировать из-за биотоплива. Это новые затраты, которые сделают топливо еще дороже. Да, пока альтернативные технологии типа солнечной энергии или водорода несколько неуклюжи, но уже выглядят гораздо более удобными и перспективными, нежели биотопливо. Когда-то ведь и наша нефтяная отрасль начиналась со ставшей уже анахронизмом керосиновой лампы.
Так что привлекательность активно продвигаемого у нас биотоплива значительно меркнет на фоне остальных видов источников энергии. Развитые страны все же стремятся к более прогрессивным видам топлива, нежели биоэтанол. Да, научные исследования недешевы, но, в конечном счете, они себя окупают. А мы опять пытаемся, как в случае с нефтью, пойти легким путем. |