|
Алла Иванилова
Государственные мужи решили заняться наукой. На этой неделе в мажилисе парламента был презентован законопроект “О науке”, который предполагает коренные изменения в системе финансирования науки
Сегодня в научной среде накопилось множество проблем. Отсутствуют эффективные механизмы материального стимулирования научной деятельности, низок социальный статус ученых, нет заинтересованности в повышении своего профессионального уровня, научные кадры или стареют, или утекают в другие сферы деятельности. Это далеко не полный список “болевых точек”. По словам вице-министра образования и науки Махметкали Сарыбекова, “казахстанская наука находится в доле стран с отстающей позицией”. “При ежегодном росте численности кандидатов и докторов наук результативность научных исследований остается невысокой”, - подчеркнул представитель министерства.
Ситуацию усугубляет недостаточное финансирование научной деятельности со стороны государства. Расходы на науку составляют всего 0,22 процента от ВВП. В перерасчете на американскую валюту это около 15 долларов на душу населения в год, что примерно в 60 раз меньше, чем в США, и в 4,7 раза - чем в России. Общепризнано, что при финансировании науки менее одного процента от ВВП никакой речи об инновационном развитии государства идти не может. Достижения развитых стран свидетельствуют, что на долю новых или усовершенствованных технологий приходится от 70-85 процентов прироста ВВП. В этой связи казахстанские чиновники в Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы предусмотрели достижение доли затрат на науку к 2015 году на уровне развитых стран - 2,5 процента от ВВП.
Ныне действующий Закон “О науке” был принят еще в 2001 году и морально устарел. При разработке нового проекта был учтен зарубежный опыт. Приняты во внимание американская модель, предложенная в 1945 году советником президента США Ванневаром Бушем, и модели ряда других стран. Суть американской модели заключается в том, что бизнес финансирует научно-исследовательские работы, а государство взамен предоставляет льготы и преференции. В Японии, Южной Кореие, Сингапуре власти стимулируют предпринимателей через целевые налоговые кредиты. Применяется также отсрочка уплаты налогов. Широкое распространение получили два вида налоговых скидок - объемный и приростной. Наиболее высокую ставку объемной скидки применяет Сингапур: 200 процентов путем вычета из налогооблагаемого дохода суммы, в 1,5-2 раза превышающей затраты на инновации. Кроме того, установлен порядок определения потолка размера списания налогов по скидкам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Соединенных Штатах - 16 процентов, Японии и Южной Корее - до 10 процентов от суммы корпоративного налога.
В отличие от зарубежных стран Казахстан намерен стимулировать не бизнес, а научные организации. Субъекты научной, научно-технической деятельности не подлежат налогообложению. Государственным научным организациям, вузам разрешается создавать организации, деятельность которых заключается в практическом применении изысканий.
Однако бизнес сегодня не заинтересован в конструкторских работах отечественных ученых, поскольку для него нет таких послаблений, как в зарубежных странах.
В этой связи государство решило пересмотреть систему финансирования и предлагает три его формы: базовое, грантовое и программно-целевое. Базовое финансирование выделяется государственным научным организациям на текущее обеспечение научной инфраструктуры, в том числе содержание зданий, оборудования и материалов, на оплату труда, включая выплату пособия для оздоровления и доплату за ученую степень. Грантовое - на проведение научных исследований в целях повышения уровня научно-исследовательских работ. Его объемы утверждаются Высшей научно-технической комиссией на основании национальных научных советов в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и подлежат рассмотрению Республиканской бюджетной комиссией. В свою очередь, программно-целевое финансирование направлено на решение стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе по решению правительства.
Новый законопроект “О науке” должен решать и ряд социальных проблем. Сегодня средняя зарплата профессора составляет 70 тысяч, а кандидата наук - 50. В проекте закреплены нормы, направленные на поднятие престижа и привлекательности научной деятельности путем повышения заработной платы через предоставление ученым возможности получения дополнительной заработной платы в рамках грантового и программно-целевого финансирования.
Однако, по мнению президента Академии педагогических наук Казахстана Аскарбека Кусаинова, новый законопроект не решит накопившихся проблем. По его словам, готовить будущих научных деятелей необходимо со школьной скамьи, вводя 12-летку и внедряя профильное образование уже в школе.
Кроме того, после принятия документа все университеты будут готовить докторов PhD, притом, что из 166 докторов философии, защитившихся в последние два года в Евразийском национальном университете имени Л.Н Гумилева и Казахском национальном университете имени аль-Фараби, 30 процентов не соответствуют элементарным требованиям. “Докторов PhD в ближайшие пять-десять лет ни один университет не сможет подготовить”, - уверен президент казахстанской Академии педагогических наук.
Однако депутаты не дали договорить профессору. Хотя к его словам о том, что “революционно ничего нельзя делать в науке, надо только эволюционно”, народным избранникам и чиновникам стоило бы прислушаться.
Астана |