Ботагоз Омар из Астаны
Водный транспорт страны требует не только технического, но и кадрового обновления. Командный состав морской отрасли обеспечен только на 20-30 процентов, рядовой - наполовину. Возможно, именно из-за отсутствия хороших специалистов безопасность в этой сфере остается уязвимой
По словам официального представителя Генпрокуратуры Нурдаулета Суиндикова, проверкой было установлено около 200 судов, эксплуатировавшихся с различными нарушениями. “Только на одном Бухтарминском водохранилище прокурорами выявлено 13 незарегистрированных теплоходов и маломерных судов. Их состояние на момент проверки не отвечало требованиям безопасности”, - отметил он.
По информации прокуроров, большая часть нарушений была допущена при регистрации и эксплуатации судов, предоставлении гражданам права управления судами, при расследовании аварийных случаев. В результате проверок была приостановлена эксплуатация 39 судов. Кроме того, установлены факты незаконного строительства водных сооружений, создающих угрозу безопасности судоходства. Только за 2008-2009 годы на море и внутренних водных путях с нарушением установленных требований возведено и реконструировано 17 объектов.
В день официального брифинга Генеральной прокуратуры в Минтранскоме было проведено совещание “Обеспечение безопасности судоходства в навигацию 2010 года”, которое было организовано Комитетом транспортного контроля.
Главное транспортное ведомство с сожалением констатирует, что в навигации 2009 года произошли одно транспортное происшествие с речным судном и семь случаев с маломерными судами. Все происшествия случились из-за несоблюдения установленных правил эксплуатации и плавания судов. Недавний пример связан с трагедией в Южно-Казахстанской области. Третьего апреля во время переправы через реку Сырдарья автомобиль марки “ВАЗ” скатился с парома в районе села Балтаколь Южно-Казахстанской области. В салоне находились шесть человек, пятеро из которых погибли.
Как оказалось, этот паром еще в 2008 году был запрещен к эксплуатации. Более года судно не эксплуатировалось, но с 4 марта этого года оно вновь используется. Такое решение было принято владельцем парома - государственным коммунальным хозяйством “Отыраркызмет”, которое находится в ведении акимата Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об этом в интервью журналистам сообщил главный эксперт управления контроля на водном транспорте Комитета транспортного контроля Минтранскома Арлан Закарьянов.
На основе данного горького опыта Комитет транспортного контроля намерен в течение двух недель провести акцию “Безопасный паром”. В ходе первых месяцев навигации 2010 года (отсчет ведется с апреля) также планируется проведение акции “Судоходный мост”, чтобы проверить, насколько владельцы мостов и других гидротехнических сооружений на внутренних водных путях соблюдают свои обязанности по обеспечению беспрепятственного и безопасного пропуска судов и соблюдают требования Закона “О внутреннем водном транспорте”.
Одна из главных проблем в морской отрасли связана с кадровым голодом. “В настоящее время по морской части дефицит кадров - 70-80 процентов командного и 50 процентов рядового состава. На внутреннем водном транспорте дефицит в таком плане, что существует старение кадров, люди в основном в возрасте, и с их уходом на пенсию молодежи не хватает”, - сообщил Арлан Закарьянов. Транспортное ведомство разрабатывает концепцию кадровой политики в транспортно-коммуникационном комплексе, где выделен специальный раздел водного транспорта.
Протяженность судоходных водных путей, обслуживаемых госпредприятиями водных путей, составляет 3 982 километра. В территориальных органах Комитета транспортного контроля зарегистрированы 861 единица речных и 25503 единицы маломерных судов. |