|
Чистая логика
Все-таки Алма-Ата - аполитичный город. Хаос на разбитых дорогах, пробки и сумасшедшие автобусы с молчащими, но злыми пассажирами внушают тихий ужас коренным алмаатинцам. Они еще помнят тихие вечера на “Тулебайке”, благоухающие яблоневые сады, веселые и счастливые лица прохожих. Можно ли вернуть если не старое время, то хотя бы что-то... хотя бы знаменитый свежий воздух из горных ущелий?
Критические ситуации требуют жестких и, возможно, для кого-то непопулярных решений, но вернуть самое важное для горожан, детей и стариков богатство - свежий воздух - ВОЗМОЖНО. Когда-то в середине 90-х я прожил два года в индийской столице Нью-Дели. Смог был такой ужасный, что рубашки приходилось менять дважды в день - из-за жары и копоти воротники чернели на глазах. Вернувшись в Дели в 2003 году, я был поражен. Над городом не было смога. В чем причина? Муниципальный общественный транспорт (автобусы, такси и рикши) были переведены на газ - и все! Смог над городом растаял.
Утренний Алматы, особенно после дождя, сияет голубыми горами и песочными далями. Через два-три часа самое дальнее, что вы видите, - это конец автопробки. Причина грязного воздуха - транспорт, и решение городской экологии - это решение проблемы транспорта. Аким Есимов уже объявил о планах ввести газификацию транспорта, но вся пикантность, что проект не нов и его безуспешно пытались реализовать ранее. Мы уже все устали и не верим официальным планам, вселенским программам инновации, индустриализации и пр., поскольку сначала надо понять, где 50 конкурентоспособных стран, 30 прорывных проектов, 10 простых шагов, СПК и побежденная коррупция. Тем не менее стоит отметить, что меморандум, подписанный А.Есимовым с “Бритиш газ” о строительстве газовых колонок в городе, - это единственная возможность для нас улучшить ситуацию. Другого пути нет. Ахметжан Смагулович - человек слова, и мы должны все помочь в реализации проекта. Что для этого нужно? На мой взгляд, предпринять ряд законодательных шагов через маслихат. Прежде всего - принять положение об особом экологическом статусе Алматы, который позволит акиму принимать жесткие меры в отношении автобусников, таксистов, чадящих объектов.
В частности, положение должно предусматривать: 1) выдачу экологических лицензий на извоз пассажиров только автобусам и такси на газе (а сколько можно дышать нам этой гадостью?); 2) ввести суточный экологический сбор для иногороднего транспорта, что, в свою очередь, снизит нагрузку на город; 3) ввести экологический налог на частный городской автотранспорт с двигателями свыше 2 литров до 4 тысяч у.е. в год. Если ты такой крутой, так сказать, ездить на 5-литровом “гелене”, то будь крутым до конца...; 4) все средства от экологических сборов направить на 50-процентную муниципальную дотацию другим частным автовладельцам, пожелающим перейти на газ. Если переоборудование и установка на машину газового баллона стоит тысячу долларов, то 500 из них будет оплачено городом.
Понятно, возникнут возмущенные автолюбители, но нам надо выбирать - или мы хотим чистый воздух, или наши дети будут поголовно больны онкологией. Самое последнее - это экономить на здоровье, и я лично готов отдать карт-бланш акиму. Другая проблема - та же коррупция на дорогах и отсутствие гарантий, что чадящий транспорт не будет пущен в город. Что ж, опять-таки “на все воля”... акима, другого нам не дано. Если мы не можем выбирать, то вместе с колхозным народом в Алматы и колхозными дорогами все-таки хотелось бы получить тот же колхозный воздух... |