|
Фарида Галиева
Таможенный союз трех стран вступил в силу с начала этого года, однако споры о целесообразности его создания не утихают до сих пор, и не только в Казахстане, но и в России, и в Беларуси. Если сомнений относительно этого альянса нет у чиновников, то они есть у экспертов, экономистов и бизнесменов.
Напомним, в чем же суть Таможенного союза (ТС). Очень упрощенно - в отсутствии таможенных барьеров внутри стран-членов и одинаковый “таможенный подход” к любому внешнему товару, откуда бы и в какую бы страну союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу.
Также напомним, что в ближайшем будущем планируется сформировать единое транспортное, энергетическое, информационное пространство, ускорить интеграцию, создание полноценного общего рынка. И, в конце концов, объединить национальные экономики в единый комплекс. Что, собственно, особенно пугает всех национал-радикалов как в Казахстане, так и в России, и в Беларуси
“Возрождение СССР!” - так характеризуют они ТС. А это для любого из них самый страшный сценарий дальнейшего развития страны.
Между тем аналитики и ученые, сторонники ТС, активно рисуют благостную картину: к 2015-му, то есть всего за пять лет, суммарный интеграционный эффект составит около 400 миллиардов долларов. Россия получит от этого дополнительно прирост ВВП, равный почти 17 процентам его нынешнего объема, у Беларуси этот показатель будет больше на 16 процентов, а у Казахстана - почти на пятнадцать.
Итак, что мы имеем сегодня и что будем иметь в ближайшее время? С начала года уже действует Единый таможенный тариф для трех стран, а с 1 июля следующего года - единый Таможенный кодекс ТС. С середины следующего года таможенный контроль товаров будет полностью перенесен на внешнюю границу Беларуси, годом позже - на внешнюю границу Казахстана. Контур замкнется, планы громадные, скорости захватывающие - Европейскому союзу, например, такие и не снились.
Первые “примерки” к созданию полноценного ТС европейцы вообще сделали больше сорока лет назад, то есть четыре десятилетия все взвешивали, анализировали, проверяли, прежде чем решили: союзу - быть! Нам на “примерки” и принятие решения хватило пятнадцати лет. В Европе само создание единого пространства с внешними таможенными границами заняло более 20 лет. Наши же чиновники, надо понимать, строить свой союз двадцать лет не собираются...
Может, из чиновных кабинетов оно и виднее, но вот бизнес пока подобная гонка смущает. Смущают его, например, слишком быстрые темпы, с которыми ведется подготовка основополагающих документов. Причем, повторяем, смущает это не только казахстанский бизнес, но и российский. Сергей Катырин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, от имени делового сообщества недавно заявил, что бизнес волнует качество самого Таможенного кодекса ТС. Он уже заработал, а замечаний к документу высказано огромное количество. И далеко не все они учтены.
Другие немаловажные вопросы - это возможные изменения торговых режимов с третьими странами и перемены в таможенном оформлении и контроле, а также весьма вероятная конкурентная схватка компаний трех стран-участниц ТС, производящих аналогичные товары. С. Катырин полагает, что многое все же можно решить даже на ходу, если дать возможность бизнесу вести диалог с органами ТС. Но возможность такая пока не появилась, а ТС уже действует.
И наконец: практика показывает - пока совместные доходы в будущем, то теоретически распределяются они легко. Практика же раздела “живого”, конкретного дохода - материя деликатная, чреватая конфликтами...
Что же касается экспортных пошлин, планируется, что они будут напрямую зачисляться в бюджет. У Беларуси и Казахстана вывозных пошлин практически не было, а вот в России ими облагалось более 300 товарных позиций. Но кто должен эти пошлины взять, в каком порядке, по каким ставкам? И как уберечься от такой ситуации: скажем, казахстанский предприниматель в рамках единой таможенной территории, то есть без пошлин, покупает, завозит к себе в страну и даже перепродает партнеру партию сибирского леса, который, в конце концов, он выгодно “загоняет” в Китай - потому что у Казахстана, в отличие от России, нет пошлин на вывоз кругляка?
У создателей ТС есть ответ: “Несмотря на перенос таможенного контроля на внешние границы ТС, проблемы с незаконным реэкспортом товаров не возникнут. Будут действовать четкие правила определения страны происхождения товаров. Необходимо создать информационную систему доступа к первичным документам таможенного оформления всех трех стран, позволяющую определить, есть ли реэкспорт”. Таким образом, например, лес и другие товары, которые нельзя экспортировать из России без вывозной пошлины, не должны стать предметом спекуляций.
Не должны, но могут. Когда-то в светлом будущем предлагаемая система, быть может, станет эффективной. А вот в ближайшие годы вероятна непредсказуемая ситуация, учитывая возрастающие масштабы, рост документооборота, обязательное усложнение контроля за теми же фирмами-однодневками, ловкость рук и изощренность ума многих “передовиков” бизнеса. Да и единый тариф ТС на импорт чреват в будущем неприятностями.
Как утверждает сотрудник Центра сравнительных исследований трансформационных процессов Института экономики РАН Елена Кузьмина, сегодня нет детального анализа влияния ТС на экономику России. Нет такого анализа и в Казахстане, считает она.
А как согласованно и одновременно - в соответствии с планом - страны нашего тройственного союза смогут вступить во Всемирную торговую организацию, учитывая, что Россия на 90 процентов согласовала с ВТО условия вступления, Казахстан - на 60 с лишним, а Беларусь - на 50 процентов?
Любопытно, что российские эксперты сходятся во мнении со многими нашими скептиками: после распада СССР на территории СНГ многочисленные программы разрабатывались обычно достаточно быстро. Но столь же быстро они и проваливались - частично или чаще полностью деньги уходили в песок, сроки корректировались...
В серьезном деле, считает Елена Кузьмина, важны рассудительность и здоровый скепсис. Почему европейцы так долго запрягали? Да потому, что хотели ехать быстро и без проблем.
ТС, единый рынок - идея хорошая, но зачем планировать заведомо преждевременные роды и последующее искусственное вскармливание? Множество вопросов будет решаться, и этого никто не скрывает, уже после создания ТС.
Вообще же, складывается очень сложная и громоздкая система управления в рамках союза. Да, скорее всего, раньше или позже что-то в этом альянсе и получится. Но пока достаточно уверенно можно прогнозировать длительную неразбериху, переносы сроков, уточнение правил и так далее. Будут еще и нарушения, а у преступных группировок появится больше возможностей сплетаться в коррупционных объятиях с чиновниками, партнеры будут ссориться на предмет того, кто у кого больше денег забрал, кто больше льгот имеет, кто выиграл, а кто проиграл, “законодательные дыры” станут затыкать на ходу, что называется, рукавом... Но уже - в Таможенном союзе. |