Алла Иванилова
По данным экспертов, импорт продовольствия в странах Таможенного союза в последние годы увеличился до небывалого объема - более 39 миллиардов долларов. “Мы сегодня свои деньги тратим не на развитие собственного аграрного производства, а на содержание иностранного фермера”, - констатировал министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев.
Но даже если страны Таможенного союза начнут кормить друг друга собственной продукцией, то Казахстан окажется в роли потребителя, а не производителя. Отечественная сельскохозяйственная продукция, кроме зерна, риса, хлопка, овощных и бахчевых культур, не может пока составить конкуренцию белорусским и российским товарам
А ведь при Советском Союзе Казахстан имел статус одного из основных поставщиков зерна, мяса и овощных культур в другие республики. Эти тенденции государственные мужи намерены возродить в рамках Таможенного союза. Поэтому внимание будет сосредоточено на тех позициях, где у нас есть потенциал. Так, мы имеем достаточно сильные позиции по экспорту сильных сортов пшеницы. Другим устойчивым экспортным направлением для Казахстана является мука. В последние два года наша страна стала мировым лидером по ее экспорту. Имеется также потенциал в экспорте макаронных изделий. Чиновники уверены, что при проведении единой экспортной политики с учетом разной специализации в производстве зерновых и огромных транзитных возможностей всех сторон наше положение укрепится. Министерство сельского хозяйства заявляет, что потенциал страны позволяет обеспечить продовольствием до 100 миллионов человек.
Казахстан в рамках Таможенного союза может предложить партнерам овощную и бахчевую продукцию, основными производителями которых являются южные регионы республики. В последние годы данное направление активно развивается благодаря стимулирующим мерам поддержки со стороны государства. К примеру, внедрение капельного орошения повысило урожайность в 3,5 раза при одновременном снижении расходов воды вдвое.
Стабильные темпы развития в животноводческой отрасли (4-6 процентов) с учетом наличия в стране огромных естественных пастбищных угодий и кормовой базы дают прекрасную возможность производить конкурентоспособную и экологически чистую животноводческую продукцию по низким ценам. В Минсельхозе отмечают, что страна располагает реальными возможностями в ближайшей перспективе удвоить поголовье практически всех видов скота и стать одним их ведущих экспортеров мясной продукции. В данном направлении уже проведена работа по гармонизации с международными требованиями ветеринарного законодательства. Реализуются инвестиционные проекты по строительству откормочных площадок и убойных пунктов с высоким уровнем ветеринарного надзора, ведется строительство новых современных ветеринарных лабораторий. В настоящее время уже четыре мясоперерабатывающих предприятия Казахстана получили от санитарной службы России разрешение на поставку своей продукции. По расчетам уже через пять лет наша республика сможет поставлять на экспорт около 100 тысяч тонн мяса. Однако на данный момент наше мясо и мясная продукция не выдерживают конкуренции как по ценам, так и по качеству.
Стабильность внутреннего продовольственного рынка во многом зависит от развития перерабатывающего сектора. В настоящее время доля переработки отечественной сельхозпродукции незначительна. Для исправления данной ситуации государством принимаются все необходимые меры, что позволит нам в будущем поставлять и на экспорт готовые продовольственные товары.
Однако не все так “безоблачно”, как рассказывают нам чиновники. В Казахстане более жесткие условия ведения производства, чем у наших партнеров по Таможенному союзу. В нашей республике значительно ниже уровень поддержки сельского хозяйства. В России на развитие сельского хозяйства направляется 8,3 процента от общего бюджета страны, в Белоруссии - 11 процентов, а в Казахстане только лишь 2,9 процента.
Как уже говорилось выше, спросом пользуются казахстанская пшеница, ячмень, рис, овощные и бахчевые культуры. Другие виды зерна, такие как рожь, гречиха, просо, в настоящее время не могут эффективно конкурировать с производителями в странах ТС. Отечественные молочные продукты неконкурентоспособны по сравнению с аналогичными российскими и белорусскими. Это приводит к большому объему импорта - от 40-80 процентов и формирует серьезную угрозу продовольственной безопасности страны.
Негативное влияние на сельское хозяйство республики окажет рост единого таможенного тарифа на зерноуборочные комбайны и мощные трактора. Это вызовет удорожание продукции. Однако основная доля сельскохозяйственных машин отнесена к “чувствительным товарам”, таможенные тарифы на которые могут изменяться по решению комиссии Таможенного союза по договоренности сторон. Учитывая данное обстоятельство, правительство и товаропроизводители могли бы повернуть переговорный процесс в “нужное русло”. Такие примеры уже имеются. Решением комиссии Таможенного союза Казахстану предоставлено право на сохранение нулевой таможенной пошлины на импорт сахара-сырца до 2019 года.
Тем не менее надо быть реалистами. Вступление нашей страны в Таможенный союз может принести как дополнительные выгоды, так и привести к потере ранее завоеванных позиций. Мы должны знать свои сильные и слабые стороны и заранее принять меры для снижения возможных отрицательных последствий.
Каждое государство внутри союза имеет возможность использовать нетарифные механизмы поддержки как прямые (субсидии, различные льготы, дешевые кредиты, снижение тарифов на транспортные перевозки и др.), так и косвенные (создание инфраструктуры, введение различных стандартов и лицензий, дающих преимущество только своим производителям). Но это, в свою очередь, приведет к неравным конкурентным возможностям. Правила игры должны быть честными. В этой связи необходимо ускорить реализацию инвестиционных проектов по развитию АПК.
Астана |