Алла Иванилова
Состоявшийся недавно диалог руководства Минсельхоза с представителями рыбоперерабатывающих предприятий, по нашему мнению, оказался не столь продуктивным. Несомненно, ряд проблем нашел свое решение, однако чиновники и промышленники почему-то обошли стороной некоторые вопросы, которые требуют их внимания
Один из таких вопросов касается воспитания так называемой “рыбной культуры”. Рыба во всем мире считается элитным продуктом в силу своих полезных свойств. За последние 25 лет общемировое производство рыбной продукции удвоилось и достигло 142 миллионов тонн. Такое увеличение объемов производства в значительной степени отражает и резкий рост продукции аквакультуры, доля которой в современном мировом рыбном хозяйстве достигла 40 процентов против 7 в начале 80-х годов.
Все эти цифры говорят о том, что население планеты меняет свои гастрономические вкусы и включает в свой рацион полезные продукты. В Казахстане по-прежнему предпочтение отдается мясу. Хотя, надо признать, что в последние годы казахстанцы все чаще стали потреблять рыбные продукты. Если раньше потребность составляла 46 тысяч тонн, то в прошлом году увеличилась до 80 тысяч тонн. По рекомендациям отечественных медиков каждый житель республики должен употреблять в год 8,2 килограмма рыбы. Сейчас каждый казахстанец съедает лишь пять килограммов полезного белкового продукта. Медики и научные мужи могли бы определить, какие именно виды рыб наиболее полезны и должны присутствовать в рационе казахстанцев. Рыбные хозяйства в таком случае сосредоточились бы на разведении этих разновидностей.
Рыбная культура - это не только потребление рыбы и прочих деликатесов из нее, но и хорошо выстроенный организованный рынок. Сегодня рыба, которая продается на тех же рынках, не внушает доверия. Неизвестно, когда и из какого водоема она была выловлена. Продавец скажет вам все, что угодно, лишь бы ее купили. На самом деле рыба - скоропортящийся продукт. Поэтому сегодня необходимо умело организовать всю логическую цепочку.
Рыба, выловленная в одной области, должна там и продаваться (3 часа - признанный в мире допустимый промежуток между водоемом и прилавком), а не доставляться за несколько сот километров и пугать потом своим внешним видом, а в некоторых случаях и запахом.
Население нужно “приучить” не покупать “черную рыбу”. Для этого надо провести ревизию всех водоемов и создать некий кадастр, где будет указано, где и кто плавает. Также необходимо оценить, рыба каких водоемов не подлежит к употреблению по тем или иным причинам. Такая четкая карта позволит продавцам не обманывать покупателей (у каждой рыбы будет карта происхождения), а потребителям - знать, откуда “родом” купленный им карп. Таким образом, народ будет доверять и чаще покупать рыбу. А это, в свою очередь, приведет к тому, что браконьеры начнут работать честно, поскольку это будет намного выгоднее.
Ценовая политика тоже должна быть пересмотрена. У нас сегодня осетрина не первой свежести стоит неоправданно дорого. Нужен дифференцированный подход: свежая рыба - по одной цене, замороженная - по другой, гораздо дешевле. Поскольку ни для кого не секрет, что под глыбой льда продукт сохраняет почти первозданный вид, однако его качества желают лучшего.
В Казахстане имеются все условия для искусственного разведения редких в нашей стране видов рыб. Общая площадь водоемов (и это без учета Каспийского моря) составляет около трех миллионов гектаров в разных климатических поясах, что позволяет искусственно выращивать ценные виды рыб (как холодноводных, так и тепловодных).
Однако, несмотря на благоприятные природные условия, потенциал многочисленных малых водоемов республики не используется, не развито озерно-товарное, прудовое и другие виды рыбоводства. При этом ученые прогнозируют: если прудовые хозяйства перевести на интенсивные технологии, то с каждого гектара можно получить до 10 тонн рыбы. Основными сдерживающими моментами для развития искусственного разведения рыбы являются отсутствие поддержки со стороны государства и той самой рыбной культуры у населения, о которой шла речь выше. Хозяйства предпочитают заниматься животноводством, птицеводством и даже пчеловодством, поскольку это субсидируется. Отсутствие поддержки рыбоводства ставит их в неконкурентоспособное положение и заставляет казахстанцев есть рыбу зарубежных производителей не первой свежести.
P.S. Это лишь немногие тезисы из того, что надо сделать для превращения Казахстана в полноценную “рыбную” страну. Более обстоятельно к этой теме “НП” планирует обратиться в следующих номерах.
Астана |