Ярослава Науменко
В Казахстане в 2013 году в Атырауской области будет построен первый в республике интегрированный газохимический комплекс. Об этом сообщил вице-министр нефти и газа Асет Магауов на пресс-конференции, состоявшейся в рамках пятого международного симпозиума по нефтегазопереработке KazRefinEx-2010
Для реализации масштабного проекта была создана нефтехимическая компания “Kazakhstan Petrochemistry Industries”. Газохимический комплекс будет построен близ поселка Карабатан, что в 33 километрах от Атырау.
Стоимость проекта оценивается в 5,5 миллиарда долларов, мощность - 800 тысяч тонн полиэтилена и 450 тысяч тонн полипропилена в год. На реализацию первой очереди понадобится три года. Завершение строительства всего комплекса намечено на 2013-2014 годы, срок окупаемости - около 15 лет.
Предполагается, что реализация проекта позволит насытить внутренний рынок Казахстана базовыми продуктами современной нефтехимии (этиленом, пропиленом, бензолом). Кроме того, немалая часть продукции будет отправляться на экспорт.
- Благодаря газохимическому комплексу мы создаем базовую продукцию - полиэтилен и полипропилен, дальше уже можно создавать ароматику и так далее, - объяснила вице-министр охраны окружающей среды Эльдана Садвокасова. - У нас в дальнейшем планы, где Министерство нефти и газа заложило и другие производства - лакокрасочных изделий, этанола и так далее. Это не просто политика, а интегрированная система, включающая в себя и газовиков, и нефтяников, и химиков.
Эльдана Садвокасова полагает, что Казахстану будет достаточно одного газохимического завода:
- Он полностью удовлетворит потребности страны. Более того, будет идти продукция на экспорт. Мы сейчас уже заключаем контракты так, чтобы те, кто будет строить завод, сами обеспечили экспорт этой продукции.
Предполагается, что большая часть продукции завода будет экспортироваться за рубеж компанией Sinopec Engineering. “Согласно договору с Sinopec Engineering, эта компания обязуется закупать всю продукцию завода. Сейчас идут уточняющие переговоры, чтобы подписать окончательный контракт”, - пояснил Асет Магауов.
Казахстан как раз нуждается не в новом нефтеперерабатывающем заводе, а в мощном газохимическом комплексе. Как объяснил управляющий директор НК “КазМунайГаз” Галымжан Амантурлин, переработка казахстанской нефти “на месте” и дальнейшая продажа продуктов переработки не так выгодны, как кажется на первый взгляд.
- По оценке, Белоруссия, которая просто берет российскую нефть и перерабатывает, получает за это 5-6 миллиардов долларов в год, - объясняет Амантурлин. - Но эта продукция реализовывалась в Европе - там, где уровень цен выше, чем в Белоруссии, в соседней Украине или России. Если говорить о наших соседях, то уровень цен на продукцию нефтепереработки в Китае ниже, чем в Казахстане. Кто же повезет в Китай себе в убыток? Везти за 3000 км товарный бензин в Европу для нас тоже нет смысла - транспортные расходы уничтожат всю будущую прибыль.
На вопрос журналистов о том, почему же казахстанские ученые якобы подвергают критике такую “переориентацию”, вице-министр ответила, что не знает, какая у этого комплекса “может быть альтернатива, которую высказывают наши ученые”.
- Я сама себя отношу к ученым - работала в системе академии наук. И альтернативы я не слышала никогда, - говорит Эльдана Садвокасова. - Более того, знаю, что все наши институты вместе разрабатывали программу развития нефтехимического комплекса Казахстана. Почему ориентация на газ? Потому что газовая составляющая и на тенгизском месторождении, и на Карачаганаке очень интересна для нефтехимии. Там содержание этана от 10 до 16 процентов, пропана - от 6 до 9 процентов, поэтому сам Бог велел нам создавать газохимию. |