|
Алла Иванилова
Находясь в центре Евразии, Казахстан является наиболее привлекательным транспортным коридором между быстроразвивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Осознавая свое “преимущество”, наша страна намерена экономически выгодно воспользоваться им. Международный коридор Западная Европа - Западный Китай предоставляет для этого все возможности
После того, как заговорили о возможности связать Азиатско-Тихоокеанский регион с Европой, в Казахстане стали думать, как бы выгоднее “вписаться” в этот проект. На данный момент разработана техническая документация, и можно констатировать, что на бумаге цель, поставленная государственными мужами, достигнута.
Итальянские, французские, израильские, российские и отечественные компании, принимавшие участие в разработке ТЭО, рассчитали выгоды Казахстана от реализации данного проекта. По предварительным данным, среднегодовой суммарный экономический эффект составит 55 миллиардов тенге (без учета уровня инфляции), в 2,5-3 раза увеличится объем потоков грузов, выгода от сокращения времени в пути оценивается порядка в 33 миллиарда тенге, а от уменьшения количества ДТП и числа погибших в них (за счет улучшения дорожного покрытия) - в 19,4 миллиарда тенге.
Общая протяженность коридора Санкт-Петербург - Москва - Казань - Оренбург - Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос - граница Западного Китая составляет 8445 километров, из них по территории Казахстана проходит 2787 километров, из которых порядка 2,5 тысячи километров подлежат реконструкции.
Проект, который будет завершен к 2013 году, обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Россия - Западная Европа. Более того, прохождение коридора по автодороге Самара - Шымкент через города Актобе, Кызылорда, Шымкент позволит транзитному транспорту выходить не только через Россию в Китай, но и в Узбекистан и Киргизию, а также в страны Юго-Восточной Азии.
По территории Казахстана коридор затрагивает пять областей, где проживает 4,6 миллиона человек, или треть населения страны. Поэтому еще одна выгода - развитие региональных центров.
Другим плюсом для нашей страны является привлечение транзитных грузопотоков за счет организации скоростных и экономически выгодных перевозок товаров от их производителей в Азии к потребителям в Европе. Уже доказано, что путь Западная Европа - Западный Китай самый короткий. Объем торговли между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы составляет более 500 миллиардов долларов в год. На транспортные издержки уходит порядка 20 процентов от этой суммы.
Морским путем ежегодно из Азии в Европу отправляется порядка 450 миллионов тонн грузов. При этом время нахождения в пути доходит до 45 суток (причем нередки случаи, когда грузовые суда простаивают на Суэцком канале около месяца). Железнодорожный путь значительно сокращает время на доставку и транспортные расходы. Однако здесь возникают препятствия с разноколейностью железнодорожных путей Китая, стран СНГ и Европы. (Ширина колеи в странах СНГ составляет 1520 миллиметров, в то время как в Европе и Китае - 1435 миллиметров.) Транссибирская автодорожная магистраль тоже проигрывает по времени нахождения в пути - 14 часов, тогда как по новому международному коридору от запада до границы с европейскими государствами можно добраться за 10 суток. Это, как подсчитали экономисты, позволит увеличить объемы грузоперевозок к 2020 году в 2,5 раза.
Проект “Западная Европа - Западный Китай” для казахстанской стороны оценивается в 900 миллиардов тенге. Некоторые работы уже были сделаны в предыдущие годы. Так, в 2003-2006 годах в рамках реализации государственных программ автодорожной отрасли за счет привлеченных средств займов Японского, Азиатского и Европейского банков реконструированы два участка коридора: Актобе - Карабутак и Алматы - Бишкек протяженностью 478 километров.
В прошлом году начаты работы по строительству участка Карабутак - Иргиз - граница с Кызылординской областью протяженностью 215 километров. В текущем году за счет бюджетных средств начнется реконструкция участка Ташкент - Шымкент - граница Жамбылской области протяженностью 213 километров.
В этом году на строительные работы и разработку ТЭО выделено 9,6 миллиарда тенге. Однако уже сейчас Минтранском делает предположения, что этих денег не хватит, и намерено просить у Республиканской бюджетной комиссии при уточнении бюджета “прибавку”.
К реставрации дорог будут также привлекаться инвесторы-концессионеры и займы международных финансовых институтов. На данный момент Всемирный, Азиатский и Исламский банки готовы участвовать в финансировании данного проекта. Также проявляют интерес банки Китая и Японский банк международного сотрудничества. Точный список инвесторов и заемщиков по поручению премьер-министра подготовят через два месяца. А в марте состоится презентация ТЭО, которая даст полную картину.
Но уже сейчас известно, что там, где будет применяться государственно-частное партнерство, дороги станут платными. В Министерстве транспорта и коммуникаций предполагают - четвертая часть казахстанского коридора. Выбор падет в основном на загруженные участки, поскольку они окупаемы. При этом в Минтранскоме заверяют, что стоимость проезда будет “достаточно подъемной для автомобилиста”.
Кроме этого власти намерены внедрить передовой мировой опыт, который в свое время рекомендовался Казахстану Всемирным банком. Это касается налогообложения заправочных станций, стоящих вдоль дороги. Их платежи будут идти на содержание дорог. Естественно, хозяева прибыльных заправок ради того, чтобы и дальше работать в “хлебном месте”, вдоль транзитной дороги, согласятся платить налоги.
Еще один зарубежный пример, который государственные мужи намереваются скопировать, связан с ограничением на провоз горючего. Фура, следующая по транзитному коридору через нашу страну, может иметь определенный запас бензина, а недостающий объем должна “дозаправить” на территории Казахстана.
Зарубежные наработки власти планируют прописать в новых Налоговом и Бюджетном кодексах, которые сейчас на стадии разработки.
Астана |