|
Анна Шелепова
На вопросы корреспондента “НП” отвечает Вячеслав Трубников - Герой России, государственный деятель, генерал армии, бывший директор Службы внешней разведки России, специальный представитель президента РФ в странах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Индии (2004-2009 годы)
- Вячеслав Иванович, долгие годы вы проработали в странах Южной Азии. Какие обычаи укоренились в Вашей жизни? Может, не едите мяса или занимаетесь йогой?
- К сожалению, я ем мясо и не занимаюсь йогой. Но, конечно, за два десятка лет, которые я проработал в Южной Азии, я невольно проникся философией индуизма, смысл которой можно в общих чертах свести к такому девизу: не восхищаться победами и не наслаждаться успехом, не огорчаться из-за поражения и не страдать от боли, терпеть...
Такой настрой помогает пережить потери и избежать головокружения от успеха. Я понимаю, почему индиец индифферентно относится к тому, чем европейцы восхищаются, и, наоборот, не огорчается в тех случаях, когда текут слезы у россиянина. Хотя индийцы сентиментальны, но они в состоянии сдерживать чувства. Приведу конкретный пример. В 1973 году в Индии была страшная засуха. Руководство США приняло решение наладить с Индией добрые отношения, которые были нарушены войной 1971 года. Все же американцы решили проявить жест великодушия и направили в Дели министра финансов США Джона Коннолли. Он приехал в июне, когда в Индии было градусов 49 (по Цельсию) в тенечке. Мадам Ганди была в зимней столице Индии в предгорьях Гималаев. Он отправился к ней, а вернувшись после встречи, собрал журналистов, посольских сотрудников и рассказал о беседе с мадам Ганди. Я об этом знаю со слов одного из участников этой встречи. Так вот, посол заговорил с Индирой Ганди о жаркой погоде и о плохих перспективах урожая в надежде на то, что она обратится к США с просьбой помочь Индии через международные финансовые институты... Вместо этого, по его словам, мадам Ганди начала учить американцев тому, как они должны вести себя во Вьетнаме. Министр сказал ей: “Мадам, посмотрите в окно. У вас засуха. Завтра может начаться кровавая революция”. И мадам Ганди ответила: “Если бы я была в Вашингтоне и увидела такую картину, я бы поверила, что у вас будет кровавая революция, а мы так пять тысяч лет живем и еще проживем пять тысяч лет!” Вот это и есть жизненная зарисовка отношения мадам Ганди и всего индийского народа к жизни.
- У казахстанцев, как и у россиян, стало модным отдыхать на побережье Индийского океана. Однако Индия до сих пор ассоциируется с бедностью и криминалом...
- Мы имеем представление об Индии, как о стране слонов, змей, песен и плясок и миллионах нищих... Но не надо забывать о том, что эта страна запускает спутники для Японии, Франции. Или что три года назад Россия произвела программного обеспечения на 900 миллионов долларов, а Индия - на 20 миллиардов! Современные Вооруженные силы Индии имеют ядерное оружие, а ракетная мощь на уровне.
Индия - страна, которая 27 июля прошлого года спустила на воду первую атомную подводную лодку. Индия была первой и, кажется, единственной до сих пор страной, которая запустила образовательный спутник. Его программы разнообразны и адресны. Для северо-востока Индии, где до сих существуют племена, в этих программах людей учат, как вырыть колодец, как правильно ухаживать за скотом... И в то же время в штат Керала, где образовательный уровень самый высокий в Индии, в реальном времени передают образовательные программы из Оксфорда и Стэнфорда. Там люди слушают лекции лауреатов Нобелевской премии.
Индия настолько разнообразна, а мы знаем только о 300 миллионах нищих (общая численность населения страны, по последним данным, составляет 1,165 миллиарда. -
Прим. авт.). На этом фоне почему-то не очень часто пишут, что в этой же Индии 350 миллионов среднего класса. Это политическая опора любого стабильного государства, это образованные люди со своим жильем, машинами, это “серые”, “синие” воротнички. Индия производит на свет миллиардеров, а наши представления о ней остаются примитивными.
Конечно, каждый турист едет в Индию за своим. Сейчас сюда, особенно в штат Гоа, приезжает много молодых ребят из Израиля, которые отслужили в армии и после увольнения для “расслабухи” отправились в Индию, где их никто не трогает. Там все дешево, они ходят на дискотеки, покуривают марихуану, а между тем являются привлекательным объектом для международного террора. Это волнует правительство штата Гоа, потому как они - легкая цель для арабских экстремистов, и паре боевиков ничего не стоит устроить кровавую бойню, как это было сделано в лучшем отеле Мумбаи, когда были убиты сотни людей и сотни ранены. Это тоже составная часть индийской жизни, и об этом тоже надо знать.
- Как, на Ваш взгляд, изменился мировой наркотрафик? Какова в нем роль Афганистана?
- Дело в том, что наркотическая угроза растет в силу того, что афганские крестьяне не имеют другой возможности заработка. В этой связи главная задача местных властей - изменение характера землепользования в Афганистане. Людям нужно предложить равноценную замену, спонсировать их за счет международной помощи, то есть нужно отвлекать от производства наркотиков. А пока пути наркотрафика не меняются, но раньше на границе Таджикистана с Афганистаном находились российские пограничники, теперь только таджикские. Если прежде Россия контролировала ситуацию на дальних подступах, то теперь мы можем контролировать только где-то на границе с Казахстаном, то есть отодвинулся барьер, контроль ослаблен...
- Вы были сопредседателем ряда двусторонних рабочих групп по борьбе с международным терроризмом и новыми вызовами и угрозами (с США, Индией, Францией, ФРГ). Занимались проблемами приднестровского и нагорно-карабахского урегулирования. Сегодня у Казахстана в этом регионе есть своя миссия. Как Вы оцениваете роль республики в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?
- Я приветствую любые попытки наших коллег по СНГ по урегулированию этой сложной проблемы. Мне представляется, что у руководства Казахстана, прежде всего у президента, есть конкретное понимание того, что эта проблема в любом случае не должна решаться силой - и это самое главное.
Я думаю, что проблеме Карабаха, как и проблеме Приднестровья, Казахстан, как председатель ОБСЕ, будет уделять повышенное внимание, и процессы урегулирования и там и там могут интенсифицироваться, но не больше, поскольку главные действующие силы - это все-таки Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах. От их доброй воли зависит разрешение конфликта.
Когда мы занимались проблемой совместно с США, мы были близки к формуле решения проблемы Карабаха. К сожалению, то, о чем мы там договорились, было дезавуировано азербайджанской стороной. Азербайджан не был готов к столь радикальным вариантам регулирования. Если покойный президент Гейдар Алиев имел преставление о том, как это сделать, то многие из его окружения его точку зрения не разделяли.
- Казахстан - давний союзник России. Для многих третьих стран наши страны воспринимаются как единое целое. Как Вы охарактеризуете отношения России и Казахстана?
- Мы благодарны за многочисленные международные инициативы, с которыми выступал Казахстан, за роль, которую он играет в ЕвразЭС. И то, что сегодня в этой важной организации генсеком является Мансуров - это тоже большое дело.
Наши отношения укрепляются в рамках всех интеграционных объединений на пространстве бывшего СССР. Наши отношения укрепляются еще и потому, что мы на равных участвуем во всех процессах - будь-то ЕвразЭС или ОДКБ. Мы активно участвуем в работе ШОС, и мне кажется, что работа бок о бок укрепляет как Казахстан, так и Россию в глазах международного сообщества. |