|
Сергей Апарин, фото автора
В этой поездке вашего слугу ждали две тайны: места и действия.
Место - Султанат Оман со штаб-квартирой в Маскате. О нем 50 лет назад патологически охочие до географических (колониальных) открытий англичане писали, как о месте секретном и даже более загадочном, чем Тибет.
Тайна действия - выданный на убой новый Nissan PATROL образца 2010 года. Седьмого поколения. Его пока нет в продаже. Более того, “гуглясь” перед поездкой, я нашел лишь мутные изображения, гордо названные шпионскими, с каких-то испытаний автомобиля в Арабских Эмиратах. Судить по ним даже о внешности машины было решительно невозможно. Именно на этой секретной новинке нам и предстояло действовать
Однако город-порт Маскат известен был купцам издревле. Нашим же гражданам о нем, как о месте знакомом, еще в XV веке сообщает тверской купец Афанасий Никитин в своем “Хождении за три моря”. Мол, “до Мошката от Дега итти шесть дни, а от Мошката до Кучьзрята десять дни”. Из этих мест и более известный коллега Афанасия - Синдбад-мореход. Да и знакомый всем цивилизованным бражникам виноград мускат и его производные часть исследователей связывают именно с местной географией.
|
Наши инструкторы |
При беглом осмотре Маската и окрестностей сладко сосет под ложечкой от обилия крепостей, сторожевых башен, бойниц и прочей атрибутики, более привычной для основательного Запада, нежели для мечтательного Востока. Да и сама городская архитектура так строго выдержана в былом изящном, высоком штиле, что отличить старые здания от новых почти невозможно.
Нынешний султанат не случайно обрамлен столькими защитными сооружениями. Еще 150 лет назад здесь бушевали феодальные войны, в которых охотно участвовали, а порой и управляли ими английские и французские товарищи. В середине XIX века страна была в очередной раз рассечена на Имамат Оман, Султанат Маскат и северное побережье с романтическим названием Пиратский берег. О нравах, царивших в этой стране, можем судить без историков. Позже эти территории прибрала к рукам ост-индская компания.
Во второй половине XIX века здесь одно за другим вспыхивали антианглийские восстания под знаменами легендарного имама Азан ибн-Кайса, а позже сына маскатского султана Фахада. С переменным успехом партизаны бились с регулярными английскими войсками до 1920 года, когда колониальные власти признали Имамат Оман независимым государством. Войны с англичанами за независимость закончились лишь в 1971 году.
|
Оазис |
Драматична, а порой и комична современная история. Папа нынешнего султана Саид бен Теймур был человеком чрезвычайно консервативных взглядов, но при этом, по тогдашней моде, отправил сына в британский колледж Бери, а затем в Военную академию в Сандхерсте. Сам же старый султан жил замкнуто, правил из крепости, вывешивая указы на стенах. Страна была исключительно сельскохозяйственной и старорежимной. В султанате была одна больница на 12 коек и только мусульманские школы.
Английским нефтяникам удалось задобрить султана подарками и получить разрешение на бурение. Оговоренная часть валюты поступала в казну Саида бен Теймура и бережно складировалась под замок. Лучшего применения для заграничной денежки не находилось. И в один момент выяснилось, что большая часть горы денег за оманскую нефть попорчена мышами.
Когда блистательный пехотный офицер, сын главы государства, вернулся на родину и высказал свои соображения по обустройству страны, султан-отец отправил его под домашний арест. Пять лет спустя сын при помощи соратников сверг отца. Во время дворцового переворота крови пролито не было. Новый султан Кабуз бен Саид вошел в историю как величайший реформатор.
|
Маскат - город-порт |
Первым делом объединил страну, приватизировал нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. На получаемые деньги создал мощнейшую инфраструктуру с дорогами, которых вы, наверное, не увидите больше нигде. Развил добычу меди, хрома и угля. За первые 15 лет правления в султанате появились 500 хорошо оборудованных школ, 15 крупных больниц, около 100 поликлиник и медицинских центров. Образование и здравоохранение для всех трех миллионов оманцев абсолютно бесплатные. Любой гражданин султаната получает беспроцентный заем на покупку недвижимости. Чтобы финансисты при этом не теряли прибыли, вознаграждение банкам выплачивает государство. Все музеи, парки и заповедники бесплатны для любого посетителя. Вот прекрасная иллюстрация для споров о роли личности в истории.
В целом, современный Оман мне показался государством очень продвинутым и культурным. Хотя и со своими удивительными особенностями. Суровое прошлое быстро стало легендой, и нынешние оманцы добродушны, открыты, очень в меру предприимчивы, сильно не спешны, философичны и не слишком озабочены европейскими ценностями: карьерой, наживой, захватом нового и нового чужого жизненного пространства.
|
Маскат - город-форт |
Впрочем, при всех прелестях этой замечательной страны тест-драйв нового произведения Nissan оставил не менее яркое впечатление. В первый же день сразу по прилету мы отправились на полигон, специально призванный выжать из машины все возможности.
Мы тестили “патролы” на искусственных дюнах с зыбучими песками, въезжали на 35-градусный подъем, накреняли продольно под 45о и поперечно под 48о, блуждали по 70-сантиметровому броду. Порой только присутствие в машине инструктора мешало выпрыгнуть из водительского кресла. Стыдно.
В целом, машины производят впечатление роскошного паркетника с великолепными джипперскими возможностями. Это как раз то заезженное сравнение коня и трепетной лани в одной упряжке.
Машину создавали с 2006 года. И за это время максимально нафаршировали всеми джипперскими опциями. Из совсем новых - гидравлическая система ограничения колебания кузова, которая держит машину в горизонтальном положении при ухабах, резких поворотах, неровной дороге и прочих причинах трясучки. Это вроде киношного стадикама, который не позволяет камере делать резкие рывки за счет системы противовесов и гидравлических поршней. Ход машины остается плавным даже на плохой дороге.
|
Спринтер на склоне |
Независимая подвеска всех четырех колес - тоже серьезный шаг вперед по сравнению с предыдущей моделью, у которой был неразрезной мост. Усилия двигателя распределяются лишь на те колеса, которые имеют хорошее сцепление с дорогой. Проще говоря, висящие колеса не крутятся, отжирая мощность у двигателей и заляпывая окружающих грязью.
Режимы “песок”, “бездорожье”, “камни” и “снег” переключаются одним щелчком на тумблере, который располагается аккурат рядом с правой рукой, находишь его без посторонней подсказки интуитивно. Песчаный режим, к примеру, не позволяет машине зарываться в грунт, как бы отчаянно незадачливый водитель не давил на педаль газа.
Впрочем, на человека, знакомого с внедорожниками, еще большее впечатление производят вспомогательные системы троганья на подъеме и управляемого спуска. Когда вы останавливаетесь на крутом подъеме и снимаете ногу с педали тормоза, автомобиль продолжает стоять как вкопанный. Вторая система автоматически подключает при крутом спуске тормозные механизмы и не дает машине разгоняться. При режиме 4Н скорость не превышает 7 километров в час, при 4L - 4 километров в час. То есть по опасной дороге вы едете со скоростью пешехода. Если же водителю все-таки удастся обойти все эти системы безопасности, то специально для этого создатели вдвое увеличили жесткость боковых конструкций и сделали более прочный несущий кузов. И снабдили новый Patrol шестью большими подушками безопасности.
|
Крен редьки не слаще |
По словам главного инженера, работавшего над Patrol, Такаси Фукуи, сначала база автомобиля проходила испытания в самых суровых условиях: на каменистых почвах, в пустыне, на скоростных трассах и в городе. И лишь после окончания всех испытаний приступили к разработке нового дизайна кузова и интерьера. То есть новый Patrol сначала джип, а потом паркетник.
Хотя, по словам японских же исследователей, даже самому отчаянному джипу выпадает ездить по бездорожью лишь 15 процентов всей жизни. Поэтому вопрос комфорта на трассе и в городе совсем не праздный. Седьмой Patrol по сравнению со своим предшественником 2004 года разжился широкими и высокими передними креслами, сиденья второго ряда отодвинули назад еще на 10 сантиметров. Поэтому даже человек моего роста (195 сантиметров) на задних сиденьях располагается комфортно, не раздвигая колени елочкой. По заверениям создателей, эта машина на сегодняшний день самая просторная в классе внедорожников. И от себя добавлю: возможно, одна из самых изящных. Кожи, алюминия и дерева для внутреннего убранства явно не жалели.
Есть и масса милых мелочей, чье присутствие ценишь лишь тогда, когда их лишаешься. Система контроля давления в шинах нежно попискивает, когда колесо уже накачано. Сиденья третьего ряда складываются вровень с полом багажного отделения, отчего в сам багажник можно с легкостью поместить письменный стол или холодильник. Стекла заламинированы особым звукопоглощающим составом, что вместе с изоляцией салона обеспечивает действительно впечатляющую тишину. Система DVD с двумя большими дисплеями в подголовниках передних сидений, маленький холодильник, свободно открываемый как водителем с переднего сиденья, так и пассажирами с заднего.
Что особенно помогало нам в жарком климате, это интересная система под названием “воздушный занавес”. Когда открываются боковые окна, кондиционер концентрирует потоки прохладного воздуха вдоль дверей, не позволяя жаре проникнуть в салон. Звучит несколько невнятно, но действует отлично. Когда в тридцатиградусную февральскую оманскую жару открываешь стекло, маленький прохладный мирок внутри салона остается с тобой.
Второй день позволил нам испытать машину и на великолепных оманских трассах, и на настоящих горных гравийных дорогах. От морского побережья мы поднимались на высоту в три тысячи метров.
|
Дорога как стекло |
На трассе машина ведет себя отлично. Заявленный разгон до сотни 6,6 подтверждается сразу. Надо думать, виной тому коробка передач, растянутая до семи ступеней. Дороги местные сильно располагают испытать резвость движка: ровные, широкие и практически без машин. Что было для нас невероятной арабской сказкой.
Видимо, наличием прекрасных дорог и отсутствием на них машин и объясняется место проведения тест-драйва. Patrol легко разгоняем до 200 километров - не зря же у него объем двигателя 5500 кубиков и 400 лошадей под капотом! Джип держится ровно, без вибрации. На такой гладкой и прямой, как стрела, трассе машина будто сама просит подбавить газу. Однако сидящий сзади инструктор как-то очень туманно высказался об обычаях местной полиции при превышении скорости в два раза. Поэтому от желания положить стрелку приходится отказаться. Еще один приятный момент, что при таком объеме по трассе двигатель кушает 11 литров.
Далее гравийная дорога, черная вулканическая лава, горный серпантин, прекрасный вид с вершины трехтысячника на арабское море и слалом на спуске с тестированием разных режимов.
|
Герб султаната на резиденции |
Поведение машины на узких горных тропках очень предсказуемое и уверенное. Тут впечатлил один бытовой случай, когда на остром, горном, сильно наклоненном повороте нос к носу с нами встал поднимающийся в гору бедуин на раздолбанном тойотовском пикапе. Расстояние между машинами сантиметров десять, наклон градусов 30, и при этом бедуин нипочем не хочет сдать назад хоть на метр. Уперся намертво. То ли боялся, что, чуть сдав назад, уже не сможет остановить груженую машину, то ли гордый нрав не позволяет отступать. Ясно одно, если наш Patrol сдвинется вперед, аварии не избежать и гордый горец может просто улететь в обрыв. Ставлю заднюю передачу, опасливо убираю ногу с тормоза: машина стоит, не шелохнувшись, и, когда давлю газ - она внатяжку поднимается вверх, не позволяя “поползти” вниз по щебню.
Спустившись к трассе, радостно жмем вдоль моря к порту, где оставляем “патролы”. Приятно было познакомиться. Сделан новый шаг к независимости от дороги.
P.S. Редакция “НП” выражает благодарность компании Nissan KaZ за организацию поездки. |